...

Канал Москва (24 фото): история строительства, протяженность, глубина, сколько шлюзов, расположение на карте России

Канал Москва Каналы

В тридцатые годы прошлого века в Москве проживало 3 млн. человек. В те времена и эта цифра впечатляла, и уже тогда в столице была большая проблема – нехватка воды. Особенно это ощущалось в окраинных районах города. Да и в центре Москву-реку можно было спокойно перейти вброд. А город рос стремительными темпами, строились фабрики и заводы. Сталин поставил задачу: сделать город современным мегаполисом, лучшим в мире. С водообеспечением нужно было срочно что-то решать.

И тогда обратили внимание на Волгу. Самая полноводная река в европейской части страны имела большие водные ресурсы, но от Москвы её отделяло более 120 км. Решено было преодолеть это расстояние с помощью искусственного канала.

Общая информация о канале имени Москвы

Рукотворное сооружение соединило столицу государства с Иваньковским водохранилищем, которое входит в акваторию Волги. Канал фактически повернул часть реки в сторону Москвы. Его длина – 128 км. Схема предусматривала несколько водохранилищ.

Подобных масштабных сооружений гидротехнического типа на планете немного. Например, Суэцкий канал имеет протяжённость 161 км, строился он 14 лет. Панамский содержит 81 км, возводили его 35 лет.

Канал Москва информация
Канал Москва имеет длину 128 км.

Московский строили 4 года и 8 месяцев. Для таких расстояний это своего рода рекорд. Правда, чтобы его достичь, использовался дешёвый и тяжёлый труд заключённых. Канал рыли практически вручную обыкновенными лопатами.

Основные характеристики

Новый канал имени Москвы стал частью водной системы, которая связала столицу с пятью морями, включая Чёрное и Балтийское. При длине 128 км на поверхности он имеет ширину 85 м., по дну – 45 м. Проектная глубина – 5,5 м.

Открытие сооружения состоялось 15 июля 1937 года. А началось все в сентябре 1932 года. Физическая работа по рытью русла производилась заключёнными ГУЛАГа. Для того чтобы их собрать в одном месте, создали даже специальную организацию под названием Дмитлаг.

Регулярно суда стали курсировать по каналу Москвы через неделю после открытия водной системы. На маршруте есть два склона. Южный относится к Москве-реке, северный – к Волге. Преодолеть их помогают шлюзы – их 11. Ещё присутствуют 5 насосных станций, 2 пассажирских порта и 3 грузовых.

Канал не только снабжает Москву водой. По нему в столицу доставляются грузы из Каспия и Чёрного моря. В последнее время широко развиваются туристические круизы – пейзажи на берегах внимания заслуживают.

География

Географически канал имени Москвы находится в двух областях Российской федерации – Московской и Тверской, бывшей Калининской. Расположен на севере от столицы.

Истоком акватории считают Иваньковское водохранилище. Ещё его называют Московским морем. Водоём образовался после строительства одной из плотин на Волге.

Трасса канала

Сооружения подобного размера без разрушений не обходятся. Для того чтобы заполнить водой русло, было затоплено 200 населённых пунктов. В основном они находились в районе шлюзов.

Трасса канала

Акватория начинается от города Дубна. Населённый пункт имеет статус закрытого, потому что в нём находится Институт ядерных исследований. Далее водная трасса минует десять городов и посёлков:

  • в Дмитрове располагалась администрация лагеря для заключённых, сейчас это спортивный центр зимних видов спорта в Московской области;
  • в Яхроме когда-то работала известная ткацкая фабрика, в девяностые годы прошлого века её закрыли – теперь тут горнолыжный курорт;
  • Деденево раньше было селом, теперь это дачный посёлок;
  • в усадьбе Рождествено-Суворово находится могила отца великого полководца Александра Суворова;
  • деревня Марфино принадлежала фельдмаршалу П. Салтыкову, разбившему прусскую армию Фридриха II;
  • ниже по течению стоит село Федоскино, известное промыслом шкатулок;
  • Жостово славится отменной рыбалкой;
  • Долгопрудный раньше был известен заводом по производству дирижаблей, теперь на его месте работает машиностроительный завод;
  • Химки находится в числе крупнейших городов-спутников столицы;
  • заканчивается маршрут канала в Москве.

За время своего пути водоём проходит через семь водохранилищ и столько же шлюзов. Ещё четыре шлюза сооружены непосредственно в Москве.

Канал имени Москвы на карте России

На карте хорошо видно, что вода течёт с севера на юг. Но не по прямой, а периодически отклоняясь в сторону водохранилищ. Голубая нить находится на территории двух областей – Московской и Тверской.

История канала имени Москвы

Соединить Москву с Волгой задумывал ещё Пётр I. Правда, осуществить идею помешали другие проекты. И план водного сооружения был несколько другим. Планировалось протянуть его от Балтийского моря и продолжить русло в центральные регионы страны. Вода должна была течь и дальше Москвы.

Проект сначала был невиданно масштабным: одних шлюзов планировалось построить 123. Петру затея понравилось, но в казне денег на такое строительство не было. Архитекторам было приказано упростить систему гидросооружений. И число шлюзов сократили до 41. Правда, и этот план реализовать не удалось.

Канал Москва на карте

После смерти Петра о строительстве в России надолго забыли. Однако к началу XIX века проблема обеспечения Москвы водой стала уже острой. Тут-то и вспомнили о проекте. Нашли определённые средства, составили схему и прорыли русло от Истры и Сестры. Одновременно соорудили Сенежское водохранилище. На стройку ушло два десятка лет.

Планировалось пустить по акватории около трёх тысяч маломерных кораблей для перевозки грузов. Но через 20 лет вступила в строй железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, и по рельсам осуществлять перевозку стало быстрее и дешевле. Стройку заморозили, и о канале снова забыли.

Третий раз об искусственной артерии вспомнили в советское время. В Москве строились новые фабрики и заводы, приезжали и селились рабочие, потребность в воде росла стремительно. Было принято решение о возведении нового Москворецкого водопровода в районе Рублёвки.

На Рублёвской насосной станции постарались внедрить самые передовые технологии. Даже специально для этого создали научную лабораторию А на Воробьёвых горах установили большой кирпичный резервуар. Он обеспечивал водой сталинские высотки.

Но при всех этих стараниях воды по-прежнему не хватало. Было подсчитано, что только в центральных многоэтажках на человека подавалось 3 – 4 ведра воды в сутки. На окраины вообще доставлялось всего по ведру.

Всё это негативно сказывалось на количестве и качестве не только питьевой воды, но и технической. Санитарные условия не соответствовали нормам. Москву уже за глаза называли «грязным городом».

Учитывая почти катастрофическое положение дел с водоснабжением столицы, Сталин поставил перед ЦК задачу обеспечить население волжской водой. К началу тридцатых годов такое решение было принято.

Строительство

Оно началось в 1931 году. Физическую работу выполняли заключённые Дмитлага. Землю копали с помощью кирок и лопат, наверх поднимали вёдрами. Условия труда были крайне тяжёлыми. Но при этом за ударную работу сокращали сроки наказания, так что некоторые специально просились на стройку.

Канал Москва строительство
Условия строительства канала были крайне тяжелыми

Об отношении к рабочим имеются разные сведения. Много написано о каторжных условиях и множестве погибших Но есть воспоминания и о том, что кормили землекопов значительно лучше, чем в лагерях. Гор трупов там не наблюдалось, органам НКВД было невыгодно бездумно расходовать рабочую силу. Разговоры о нечеловеческих условиях на строительстве канала начались в хрущёвские годы, когда очернение Сталина стало чуть ли не нормой.

В современных исследованиях указывается, что на строительстве работало около 200 тысяч заключённых, а никак не миллион с лишним, как пишут в некоторых трудах. Миллиона там просто не было нужно. Есть и официальное число погибших – 22 тыс. человек. Возможно, в реальности это число было и большим, но о сотнях тысяч погибших говорить тоже некорректно.

В прибрежных сёлах есть безымянные общие захоронения, по их размеру можно судить о масштабах смертности. Конечно, оправдывать массовую гибель рабочих в любом количестве нельзя. Но и преувеличивать её не стоит.

Рабочие канала имени Москвы
На строительстве канала работало около 200 тысяч заключенных

При этом строили канал не только осужденные. В Дмитрове жили в обычных домах вольнонаёмные и поселенцы. Среди инженерного состава были тоже репрессированные, но работали и те, кто приехал на канал по собственной воле или в командировку.

Несколько преувеличено и использование только вёдер и лопат. К окончанию строительства в русле появились даже экскаваторы. Кстати, на строительстве Суэцкого канала первоначально песок тоже поднимали на берега только вёдрами, а техника появилась позже.

Так или иначе, сооружение было построено в рекордно короткие по тем временам сроки. Москва получила качественную воду в нужном объёме, Яуза и Москва-река – спасены от полного высыхания. Российский канал вошёл в историю планеты, как целый набор уникальных инженерных решений, особенно это касается шлюзов.

Канал Москва открытие
Канал Москва был построен в рекордно короткие сроки

Военные годы

Во время Великой Отечественной войны гидротехническое сооружение даже позволяло уничтожать соперника. В ноябре 1941 года фашисты, убедившись, что водоём покрылся относительно прочным льдом, решили по этому льду переправить технику и личный состав.

Советские инженеры, обслуживающие водоём на противоположном берегу, организовали спуск воды из водохранилища. В результате лёд стал проваливаться. Противник понёс большие потери.

На другом отрезке акватории уровень воды, наоборот, подняли, что тоже остановило немецкие войска. При этом водоснабжение столицы оставалось регулярным, гидроэлектростанции снабжали город электроэнергией в полном объёме.

Сооружения

Искусственный водный путь содержит несколько значимых инженерных сооружений. Особого внимания заслуживают 11 шлюзов. Кроме технических механизмов, они представляют собой своеобразные памятники архитектуры, выполненные в стиле сталинский ампир.

Канал Москва шлюз
Шлюз в Тушино на канале имени Москвы

На большинстве таких шлюзов есть дополнительные элементы:

  • на противоположных берегах шлюза № 1 стояли памятники Ленину и Сталину, в 1962 году постамент Иосифу Виссарионовичу ликвидировали;
  • на шлюзе № 3 до сих пор можно полюбоваться фигурами каравелл;
  • шлюз № 4 украшен портиками;
  • шлюз № 5 – скульптурным изображением под названием «Водный путь»;
  • красивые аллеи из бетонных колонн стоят на шлюзах № 7 и 8.

Ещё на сооружении установлено 10 плотин, 8 водохранилищ и заградительных ворот. Последние используются, когда требуется спустить воду с какого-нибудь участка для очистки дна. На акватории находятся 7 электростанций.

Иваньковская ГЭС на канале имени Москвы
Иваньковская ГЭС на канале имени Москвы

Поскольку канал активно используется для судоходства, на его протяжении обустроены 3 пристани и несколько причалов.

Забытый Екатерининский канал

Уже писалось о том, что в XIX веке была предпринята попытка возродить петровский проект соединения Волги, Балтики и Москвы. У Москвы-реки есть приток Истра. А у реки Дубны, которая впадает в Волгу, есть приток Сестра. И вот эти Сестра и Истра находятся не очень далеко друг от друга. Их и задумали соединить, чтобы организовать сквозной путь из Москвы в Волгу.

Вернулись к этому проекту во времена Николая I: для строительства храма Христа Спасителя нужно было доставлять в Москву гранит и мрамор из северных губерний. Канал практически построили и назвали Екатерининским. Но к тому времени в строй вошла железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Водную артерию забросили, она фактически превратилась в заброшенный ручей. Лишь небольшая часть используется каналом Москвы. Но Сенежское водохранилище радует глаз.

Екатерининский канал
Екатерининский канал забросили и он превратился в заброшенный ручей

Судоходство

Система шлюзов позволяет судам подниматься на возвышенность и спускаться с неё без проблем. Навигация на водоёме начинается уже в апреле, а завершается в середине октября.

Судоходные шлюзы

Система действует классически. Корабль заходит в шлюз, за ним закрываются ворота, и начинают работать насосы. В зависимости от того, нужен подъём или спуск, вода либо закачивается, либо откачивается до нужного уровня. Процесс занимает около часа.

Из Волги в Москву-реку

По каналу курсируют не только грузовые и пассажирские корабли. Организуются прогулочные экскурсии. Туристы с удовольствием осматривают окрестные пейзажи. А работа шлюзов и вовсе приводит их в восторг.

Судоходство
Из Волги в Москву-реку ходят пассажирские и грузовые корабли

Круизы

Их организуют несколько туристических фирм. Чтобы поучаствовать в них, желающие приезжают даже из-за границы. Стоимость круиза зависит от классности судна, времени прохождения и уровня сервиса.

Экономическое и стратегическое значение канала

Основную свою экономическую роль канал успешно выполняет – снабжает столицу волжской водой. По крайней мере, в ближайшие десятилетия город не будет испытывать её дефицит.

Кроме того, водная артерия используется для грузовых и пассажирских перевозок. Не стоит забывать, что на её берегах расположены населённые пункты, в которые доставляются различные товары, включая продукты, медикаменты, предметы быта и прочее.

Первоначально гидроэлектростанции на акватории планировались в небольшом количестве: не совсем было понятно, какой окажется скорость течения. Однако потом успешно возвели 7 подобных сооружений. Они обеспечивают бесперебойную работу насосов на шлюзах.

Карамышевская ГЭС
Карамышевская ГЭС

В годы Великой Отечественной войны именно эти ГЭС снабжали столицу электроэнергией. По возрасту эти сооружения – одни из самых старых в стране. Оборудование изношено, но пока свои функции выполняет. Однако в будущем капитальная реконструкция, вероятно, будет необходима.

Крупных гидроэлектростанций на водоёме четыре: Иваньковская, Сходненская, Карамышевская и Перервинская. Есть ещё три малых:

  • Пироговская ГЭС стоит на одноименном водохранилище и реке Клязьме;
  • Акуловская обустроена на реке Уча;
  • Листвянская обеспечивает работу Московского водозабора.
Пироговская ГЭС
Пироговская ГЭС

Стратегическое значение канала, в первую очередь, состоит в том, что его электростанции являются резервными источниками энергоснабжения столицы. Во время войны свою значимость они уже полностью доказали.

Ещё каналы, соединившие столицу сразу с несколькими морями и Северным морским путём, имели важнейшее военное значение. Фактически они связали водными артериями все флоты страны.

Экология

Как правило, искусственные водоёмы не обладают способностью к самоочищению. Это относится и к каналу Москвы. Поэтому его дно периодически приходится очищать. Однако это делается регулярно и большой проблемы не представляет.

В 12-миллионном городе построена целая система современных очистных сооружений. Раньше вода обеззараживалась с помощью хлора, но сейчас для этих целей применяют ультрафиолет и гидрохлорид.

Канал Москва экология
Дно канала периодически очищают

Флора и фауна

По берегам водоёма расположены лиственные и сосновые леса, типичные для европейской полосы России. По мере приближения к Москве хвойные породы практически исчезают, лиственных становится больше. Появляется разнотравье.

Когда канал только начинает отдаляться от Волги, в окрестных лесах встречаются волки, лисы, даже медведи. Но ниже по течению крупных животных становится всё меньше. Да и выходят они на берега реже, поскольку на канале много действующих технических сооружений.

Экологическая ситуация на гидросооружении считается относительно благополучной.

Переправы между берегами

У любого населённого пункта через водоём можно переправиться на лодке с помощью местных жителей. Рыбаки так часто и делают. В период навигации действуют две паромные переправы.

Паромная переправа
Паромная переправа Дубны – Конаково

Одна соединяет город Дубны с посёлком под названием Конаково. Но поскольку город закрытый, посторонние этой переправой пользуются редко. Более многолюдная такая переправа действует у деревни Мельдино.

Построены автомобильные и железнодорожные мосты.

Технические сооружения

К ним можно отнести плотины, шлюзы, водосборы и насосные станции. Есть порты и вокзалы, жилые постройки. Инфраструктура развита серьёзно. Впрочем, Тверская и Московская области этим отличаются практически во всем.

Плотины

На канале обустроено 10 плотин. Семь из них – земляные. Три относятся к бетонным.

Акуловская земляная плотина
Акуловская земляная плотина

Земляные

У каждой из них свои характеристики:

  • Акуловская земляная плотина создаёт водохранилище на реке Уча;
  • Иваньковская даёт начало всему каналу;
  • Икшинская земляная плотина создаёт одноименное водохранилище;
  • Пестовская находится в Мытищах;
  • Пироговская обеспечивает обводнение реки Клязьмы;
  • Пяловская делает одноименное водохранилище судоходным.
Пяловское водохранилище
Пяловское водохранилище

Химкинская не только образует водохранилище, но и служит оборонительным редутом столице. В 1941 году, когда немцы вплотную подошли к Москве, был продуман план взрыва этого сооружения, чтобы затопить часть города и остановить фашистов. К счастью, этого не понадобилось.

Бетонные

Эти сооружения требовались там, где нагрузка на них была больше. Речь идёт об Иваньковской, Карамышевской и Перервинской. Бетона на стройке было много, построили их быстро. Не сейчас отдельные компоненты требуют реконструкции.

Шлюзы

О принципе работы шлюзов и их количестве уже говорилось. Остаётся добавить, что один находится фактически на Волге. Два сооружения – двухкамерные. Шлюз № 11 находится в Нагатино и сначала через него проходили маломерные суда. Сейчас его чаще используются в качестве дока.

Шлюз 11 в Нагатино
Шлюз 11 в Нагатино

Насосные станции

Их на канале пять. Электроэнергией эти механизмы обеспечивают ближайшие ГЭС на акватории. Вода подаётся со скоростью от 100 до 120 куб м/сек.

Водосборы

Помимо Волги искусственный водоём активно питают несколько крупных рек. Это Яхрома, Вязь, Уча и Клязьма.

Дюкеры

Так называются трубы из бетона, которые укладываются на месте пересечения искусственной водной артерии с автомобильными дорогами и реками. Дюкеры находятся на пересечении с рекой Сестрой, с протокой Старая Яхрома, с водоёмами Икшей и Химкой.

Канал Москва дюкеры

Порты и вокзалы

На акватории находятся два речных вокзала – Северный и Южный. И три порта – Северный, Южный и Западный.

Причалы

Их более двух десятков. Обычно они оборудуются у небольших деревень. Но называются по населённым пунктам не всегда. Есть, например, Бухта Радости, Серебряный бор и Солнечная поляна.

Мосты

Через водоём проложено восемь автомобильных мостов и 4 железнодорожных. У двух шлюзов есть и два моста пешеходных. Они находятся около заградительных ворот.

Татищевский мост через канал имени Москвы
Татищевский мост через канал имени Москвы

Жилые сооружения

Для руководства искусственной водной артерии было построено два жилых дома. Один известен как Дом на Набережной, второй – как Дом Наркомвода. Архитектор – В. Кринский.

Рыбалка и отдых

Из Волги в новую акваторию зашло много рыбы, которая здесь прижилась, в отличие, скажем, от Суэцкого канала. Ловятся не только окуни, лещи, плотва, но и щуки и даже сомы. Много рыбных запасов в водохранилищах.

На берегах канала есть небольшие турбазы и Дома отдыха. На водоёме часто проводят фестивали, слёты, соревнования яхтсменов.

Канал Москва отдых

Значение канала имени Москвы переоценить трудно. Он фактически обеспечил столицу водой, спас от высыхания местные реки. А шлюзы стали настоящими памятниками архитектуры, как знаменитые сталинские высотки. Всё сооружение с его историей – отражение своего времени, его трудностей, невзгод и больших свершений.

А Вы знали историю столичного водного канала? Поделитесь и другими интересными фактами!

Оцените статью
Все про воду
Добавить комментарий