Одной из достопримечательностей Китая и главной судоходной артерией страны является Великий Китайский Канал. Это самый протяженный искусственно созданный судоходный водный путь во всем мире, он соединил 2 крупных города – Пекин и Ханчжоу. Протяженность Великой транспортной реки, как ее наименование переводится с китайского, которую еще именуют Гранд-Канал или Канал Пекин-Ханчжоу, 1 776 километров. Главная водная артерия Китая протянулась с севера в южном направлении на востоке государства и оснащена 21 шлюзом.
Зачем построили Великий Китайский Канал в Китае
Почти все реки на огромной территории Китая берут свое начало на западе и текут на восток, неся свои воды в Тихий океан. Такое географическое расположение водных артерий не способствует торговому взаимодействию между провинциями и из-за нехватки воды для полива на юге страны затрудняет ведение сельского хозяйства. Издревле жители Китая занимаются сельским хозяйством и мелиорация земель очень важна.
Поэтому еще в 4 веке до нашей эры началось строительство искусственных русел, объединяющих реки в меридиональном направлении. Великий канал дал возможность, с одной стороны, орошать водой плодородные земли на юге Китая, где активно возделывались злаковые растения, с другой стороны, продукты питания из южных регионов доставлялись по всей стране в северном направлении.
По Великому каналу осуществлялось снабжение Императорской армии, охранявшей северные рубежи, продовольствием, обмундированием и оружием.
Немного истории о самом длинном судоходном канале в мире
Около 2 000 лет потребовалось для строительства самого протяженной водной дороги на территории Китая. Много миллионов человек трудилось над прокладкой этой трассы.
Строительство Великого Канала
Великий Канал начался со строительства отдельных небольших каналов, не связанных между собой. Самые первые построенные участки относят к 5 веку до н. э.
- К числу самых древних относится канал Хан Гоу, соединивший реки Янцзы и Хуан. Он был сооружен в 480 г. до н. э.
- Ким Фучай сооружался для ускорения транспортных перевозок с целью развития торговли.
- Хан Гоу объединяет города Янцзы и Хуайинь в провинции Цзянсу. Ранее он носил название Южный Большой или Шаньян.
- До наших дней сохранился древнейший участок водного пути Хонг Гоу, соединивший реки Хуанхе и Бянь.
По прошествии более века эти сооружения стали родоначальниками Гранд-Канала в Китае.
Во время правления императора Цинь Шихуанди династии Цинь (221 – 206 гг. до н. э.) широкомасштабная стройка по созданию единой водной магистрали продолжалась. В конце 5 века отдельные провинции Китая были собраны в Империю Суй (581 – 618 гг. н. э.), что обозначило потребность соединить все территории одним транспортным путем со столицей в городе Чанъань.
Водная дорога была самой короткой и удобной для транспортировки продуктов питания на северные территории Империи, в том числе для обеспечения потребностей армии Китая. Одной их главных задач было наладить удобный и быстрый способ доставки зерна с юга в столицу. На масштабную стройку жестокий правитель привлек сотни тысяч фермеров. Для многих этот труд в непростых условиях был непосильным.
В годы правления суйского императора Ян-ди (604-617 гг н.э.) система существующих каналов до Янчжоу была перестроена и расширена. Также под его правлением построена новая водная сетка через реку Янцзы до Ханчжоу.
Важным событием в развитии искусственной водной магистрали стало изобретение в 10 веке нашей эры шлюзов, что позволило прокладывать артерию не только по равнине, но и по возвышенным районам Китая. Это увеличило экономическую, торговую и культурную значимость Великого Канала для развития страны.
В южные провинции из центра Империи переправляли тонны риса, а обратно везли драгоценные металлы и слоновую кость. Восточные регионы были поставщиками рыбы, посуды и утвари из меди и шелковых тканей.
Для функционирования и обслуживания Великого Канала в Правительстве Китая существовал специальный аппарат, состоящий из инженеров и чиновников.
В 13 веке, в эпоху империи Юань (1271 – 1368), произошло объединение южной и северной части Китая единой водной дорогой. Так как столицей Империи стал Пекин, искусственную водную дорогу продлили от Пекина до южных территорий.
Большая территория Китайской Империи регулярно подвергалась вторжению иноземных завоевателей. Вместе с внутриусобными войнами между провинциями, опустошительные нашествия приводили не только к разрыву экономических связей, но и к запустению и разрушению Великого Канала.
Частые наводнения на реке Хуанхэ приводили к обширному и внезапному затоплению прилегающих территорий и выносу на поверхность огромного количество иловых отложений. Лишенные регулярного обслуживания разрушались дамбы.
Развитие Великого Канала
В начале 15 века правящая династия Мин осуществила реконструкцию значительной части Гранд-Канала. Для водорегулирования на разноуровневых участках были построены современные шлюзы и резервуары, поскольку те, что были построены в эпоху династии Сун, существенно износились и уже не соответствовали по пропускной способности современным потребностям и размерам судов.
Искусственные русла расширили и увеличили глубину. В то время для обслуживания водного пути, шлюзов, ремонтных мастерских на всей протяженности Великого Канала трудилось около 45 000 рабочих. Водную трассу стали использовать для быстрой доставки важнейших сообщений от Правителей.
В 1949 году, когда к власти в Китае пришли коммунисты, произошла глобальная реконструкция всей сети каналов, что позволило сделать эту дорогу судоходной почти на всем протяжении круглогодично. Была произведена колоссальная работа по расчистке водных путей, поскольку развитие железнодорожного сообщения и морского судоходства сделали водную дорогу менее востребованной.
Великий Китайский Канал в современной истории: фото и видео
В 1855 году обширный разлив Желтой реки нанес существенный ущерб руслу водной магистрали на многих участках. Река в результате наводнения поменяла русло, перекрыв отрезок канала в Шальдуне.
После многолетнего периода, когда Великий Канал был почти заброшен, в 1958 году правительство решило начать реконструкцию и восстановление всей сети Пекин-Ханчжоу. Нельзя было потерять водный путь, способный пропускать суда с водоизмещением до 600 тонн.
За период 1958 – 1964 гг. значительная часть участков подверглась модернизации: выпрямление, расчистка, расширение и углубление. Интерес к Великому Каналу был вызван потребностью в быстром экономическом развитии, что могло быть достигнуто за счет недорогой и удобной транспортировки зерна в больших объемах по водной магистрали.
Был построен новый отрезок пути протяженностью 65 километров. Шлюзы были заменены на новые, отвечающие современному уровню технического развития. Все это привело к тому, что в настоящее время по всему Великому Китайскому Каналу способны перемещаться баржи среднего размера. Сейчас основное движение судов по водному пути сосредоточено в южной части страны.
К концу 20 века Канал в районе Ханчжоу стал настолько загрязненным, что вода в нем приобрела черный цвет и источала сильный неприятный запах. В 2001 году в Китае начали реализовывать проект по расчистке и восстановлению русла Гранд-Канала, бюджет которого составил 250 миллионов долларов.
В настоящее время он связывает города Пекин и Ханчжоу, проходя через город Тяньцзинь и китайские провинции Цзянсу, Хэбэй, Чжэцзян и Шаньдун. Главные реки Китайской Народной республики соединены одной водной артерией: Янцзы, Хуанхэ, Цяньтан, Хай и Хуай.
В 2014 году Великий Китайский Канал включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Функции характеристики и значение канала сегодня
Сейчас самый протяженный искусственный канал мира продолжают модернизировать, углубляя и расширяя русло, переоснащая инженерные сооружения. Его пропускная способность 75 000 000 тонн груза в год.
Преимущественно этим путем перевозят сыпучие строительные материалы, каменный уголь и дизельное топливо. Воду из реки Янцзы в настоящее время используют для орошения северных сельхозугодий в регионе Цзянсу, что обеспечивает получение за год 2 урожаев риса.
В 2014 году в Китае начали реализовывать мегамасштабный проект по изменению направления течения Желтой реки. Целью этого замысла является перенаправить воды из реки к плодородным северным сельскохозяйственным регионам. Завершить реализацию этого спецпроекта планируется к 2050 году.
В настоящее время Великий Канал считается популярной туристической достопримечательностью Китая.
Музей Великого Канала
В 2002 году в китайском городе Ханчжоу на площади Культуры был открыт Большой тематический музей. Его экспозиции подробно знакомят посетителей с историей строительства Канала, с продолжительным и интересным путем его расширения и реконструкции.
По представленным экспонатам и документам можно проследить, как менялся его облик на протяжении 2 000 лет. На выставочной территории музея в 5 000 кв. м представлены макеты мостов, шлюзов, паромов, лодок и культурных реликвий.
Адрес музея: КНР, провинция Чжэцзян, город Ханчжоу, район Гуншу, площадь Культуры Юньхэ, строение 1.
Возведение Великого канала тесно связано с историей Китая. Создание этого грандиозного, важнейшего инженерно-технического проекта происходило на фоне сменяющихся династий, междоусобных войн, объединения в Империю, освоения новых территорий.
История этого важного магистрального пути не окончена. Сменяются столетия, а Великий Канал продолжает приносить пользу миллионам людей.
А Вам довелось увидеть это удивительное сооружение? Поделитесь впечатлениями!
Канал конечно красивый особенно исторические места рядом и шикарные мосты. Хорошее место для прогулок и для фотографий. Удивительно конечно сколько лет стоит он и как долго его строили.
Классная статья, прям зачитался! Кстати, знаете что Великий канал это самый длинный и древний канал в мире? Представляете, его строили более 1000 лет назад, и он до сих пор в строю. И еще, он соединяет север и юг Китая, играет огромную роль в экономике страны. Мощно так, сделать такое в те времена и чтоб столько веков прослужило.