Южная часть полуострова Крым – это солнечные морские курорты, благоприятный климат и большое количество населения и туристов. Но есть ещё Крым Северный, и вот тут испокон веков у России возникали проблемы: территория была безводной, изобиловала солончаками, и развивать сельское хозяйство здесь было практически невозможно. Между тем, не очень далеко (по географическим меркам, конечно) находилось русло полноводного Днепра.
Где находится Северо-Крымский канал на карте от Днепра: схема перекрытия
Уже в ХIХ веке появилось несколько интересных инженерных предложений направить воды Днепра по искусственному руслу в сторону Керчи и, тем самым, полностью обеспечить Крым водой. Но военные действия на полуострове тогда реализовать эту идею помешали, а потом и государь Александр II признал проект нецелесообразным. И лишь во времена СССР Северо-Крымский канал был, наконец, построен.
Он берёт начало в Херсонской области, пересекает Крым и впадает в Керченское водохранилище. Сегодня канал действует на территории двух государств – России и Украины.
В связи со специальной военной операцией, которую проводит Российская Федерация, эти страны находятся, фактически, в состоянии войны. Украинская сторона неоднократно предпринимала попытки перекрыть подачу воды в Крым и, в конце концов, это сделала.
Ширина канала позволила быстро построить дамбу, где использовались даже мешки с землёй. Российские военные разблокировали возведённую дамбу во время специальной военной операции, но после взрыва на электростанции было разрушено Каховское водохранилище, из которого и выходит канал, и затоплена прилегающая к водохранилищу территория. В результате подача воды в Крымский канал снова практически прекратилась. Но теоретически свою работу сооружение ещё возобновить может.
Его длина – 403 км. Подсчитано, что от начала канала до его конечной точки, села Зелёный Яр, вода из Днепра добирается за 33 дня. Но суда этим путём, понятное дело, не ходят.
Расположение на карте
Северо-Крымский канал на карте представляет собой нить, пересекающую Крымский полуостров с севера на запад. Получается путь от Перекопа через солончаки Присивашья до Керченского полуострова. За это расстояние канал наполняет 23 дополнительных водоёма, которые считаются резервуарными.
Чтобы обеспечивать бесперебойное течение воды, на искусственном сооружении построены 4 насосные станции. Первая – Таврийская. Она принимала воду из Каховского водохранилища и направляла её дальше по руслу. Следующие – Победная, Советская и Керченская.
На карте хорошо видно, что Северо-Крымский даёт начало разветвленной системе ирригации. Длина всех участков составляет 12 тыс. км.
Русло достаточно низкое – глубина от 7 до 8 м. Но рельеф сложный, поэтому воду и приходится периодически подталкивать:
- первые 200 км от Каховского водохранилища вода течёт по естественному уклону;
- потом на Победной станции воду приходится поднимать почти на 100 м, после чего около 80 км она опять течёт сама по себе;
- на Советской станции её снова поднимают на 26 м, и последние 82 км вода течёт самостоятельно до конечной точки канала, где отправляется в трубопровод, – здесь напор обеспечивает Керченская насосная станция.
Местами русло даже уходит под землю (это происходит под рекой Салгир) почти на два километра в длину. Сложности добавляет рельеф, где иногда встречаются довольно обширные впадины. Для их преодоления построены акведуки.
История строительства
Не прошло и пяти лет после окончания Великой Отечественной войны, как в стране начал реализовываться знаменитый Сталинский план преобразования природы. Повсеместно для задержки снега на полях стали высаживаться лесополосы, а для орошения земель начали возводиться каналы. В начале пятидесятых приступили к строительству Северо-Крымской искусственной артерии.
Уже в 1958 году был введён в строй первый участок сооружения, который находился на территории Украины. Но объёмные работы начались только в 1961 году.
Уже к 1963 году днепровская вода дошла, наконец, до северной части Крыма. К середине семидесятых основное русло добралось до конечной проектной точки. Новости об этом облетели земной шар, длина сооружения была рекордной.
Основными строителями объекта были молодые люди, приехавшие по комсомольским путёвкам. Было задействовано 10 тыс. человек и 3 тыс. механизмов. В день проходили до 30 км ложа, которое делали бетонным.
К началу девяностых ввели в строй вторую очередь. Было построено и введено в эксплуатацию самое большое на маршруте Межгорное водохранилище. А в 1997 году окончательно реконструировали два сопутствующих канала – Раздольненский рисовый и Сакский.
На полуострове была обустроена мощная оросительная система. Правда, сейчас реально существует только две трети от её планового проекта. На остальное не хватило средств, да и политическая обстановка с периодическим перекрытием канала дальнейшим работам способствовала мало.
Любопытно, что земляные работы всегда сопровождали сапёрные подразделения: Крым был местом интенсивных боёв в Гражданскую и Великую Отечественную. Не остались в стороне и археологи: ими было сделано в этих местах множество интересных находок.
Флора и фауна
Даже несмотря на присутствие канала, климат по его берегам традиционно засушливый. Летом жарко, осадков немного. Единственная крупная река естественного происхождения – Салгир. Многие и без того хилые его притоки летом вообще пересыхают.
Летом степь в северном Крыму становится почти безжизненной. Но весной картина преображается. Здесь можно увидеть великое множество цветущих растений – маки, тюльпаны и ирисы степь буквально осыпают.
Фауна до строительства канала была бедной. Главные местные обитатели – суслики. Рядом можно встретиться с тушканчиками, хомяками, хорьками. Сейчас часто к воде выбегают зайцы.
Пернатых больше – журавли, куропатки, жаворонки представлены широко. Много орлов, особенно степных.
Появление Северо-Крымского водоёма привело к созданию лесополос и парков. Но его длительное перекрытие может привести к их гибели.
Однако специалисты отмечают, что нет худа без добра. Неумеренное орошение земель после строительства канала негативно влияло на состав почвы. А распахивание орошаемых участков приводило к уничтожению уникального степного ландшафта. Это, в свою очередь, нарушало экологический баланс. Стали исчезать в этих местах редкие степные растения и животные.
Любое искусственное вмешательство в природу естественную всегда кроме положительных результатов имеет и негативные последствия.
Переправы между берегами
Через водоём проложено много мостов и переправ. Они есть у каждого гидротехнического сооружения. Правда, некоторые из них в то время, когда Крым находился под украинским управлением, стали разрушаться, поскольку технически почти не обслуживались.
В результате мост в Джанкое, например, обрушился. Сейчас такие сооружения активно ремонтируют.
Рыбалка
Днепр – река уловистая, поэтому вместе с водой оттуда в Северо-Крымский искусственный водоём пришла рыба. Быстро появились резвые окуни, щуки, плотва. Но мирные виды, которые привыкли кормиться со дна, чувствовали здесь не очень комфортно в бетонном русле.
Кроме того, по берегам, которые находятся в степной зоне, мало растительности или её нет вообще. А многие водные обитатели питаются насекомыми, упавшими в воду с деревьев.
Но с появлением более естественных ответвлений и водохранилищ, днепровская рыба стала уходить туда и чувствует себя там неплохо. Особенно прижился в канале и его ответвлениях карась. Он даже живёт на участках, которые периодически затопляются только талой водой и подпитываются ответвлениями.
Экономическое и стратегическое значение канала
В 2013 году искусственный водоём поставлял в Крым 1,5 млрд куб. м воды. Это более 80% водообеспечения региона. Канал снабжал питьевой водой крупные города: Севастополь, Керчь, Симферополь, Джанкой и другие.
Но до 80% его воды уходило на нужды сельского хозяйства. Выросли новые виноградники, поля пшеницы, сады и огороды овощных культур. Значительно выросло число рисовых плантаций. Именно рисовая отрасль сильно пострадала после перекрытия канала, поскольку для выращивания этой культуры требуется большое количество воды.
Но катастрофической ситуация не стала. Водохранилища, окружающие канал, заполнены почти полностью. Рыбоводческие хозяйства продолжают работать, города без водоснабжения не остаются. Роскомнадзор следит за этим очень внимательно.
Оросительные системы поддерживаются водохранилищами Тайгана, Белогорска, рекой Биюк-Карасау. Жизнь продолжается.
Экология
Уже говорилось о том, что интенсивное орошение и вспахивание некогда исконно степных земель имеют и негативные последствия. Если на проблеме остановиться подробнее, можно назвать основные пункты:
- происходит деградация ландшафта;
- почва начинает засаливаться;
- сточные воды с удобряемых полей загрязняют водоёмы;
- почва заполняется нитратами.
Однако на полуострове много делается для того, чтобы эти последствия нивелировать. Создаются охраняемые ландшафтные зоны. Некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу. Жёстко контролируется нецелевое использование чернозёмных земель, чтобы исключить распахивание новых.
Дальнейшая возможная судьба канала
Уже говорилось о том, что подобное сооружение предлагалось построить ещё в XIX веке. Но Александр II был категорически против этого. Неужели царь был таким самодуром.
Среди российских самодержцев таковые встречались крайне редко, и у государя наверняка были веские основания, чтобы иметь такую точку зрения. Они заслуживают того, чтобы их внимательно рассмотреть.
- Во-первых, именно в те времена в России закончились неудачей попытки строительства некоторых больших каналов в Сибири. Причина – отсутствие необходимой техники.
- Во-вторых, проект был дорогостоящим.
- В-третьих, помимо Северного Крыма в государстве ещё было полно невозделанных земель в Азии и в Сибири.
- И, наконец, пожалуй, главное. В XIX веке в Крыму проблемы с питьевой и прочей водой не было! Жителей полуострова было намного меньше, чем сейчас.
Приблизительно такие же доводы приводят сейчас специалисты, которые предлагают оставить русло канала в покое и искать альтернативные способы доставки воды, включая артезианские скважины. Обращается внимание на то, что в жарком климате до половины воды испаряется, не дойдя до большинства потребителей, – канал явно нерентабельный.
Тут же возникает и другое предложение – сделать канал трубопроводным. Кстати, проекты на этот счёт уже разработаны. В далёкой перспективе это, наверное, самый разумный вариант возрождения водоёма.
Но что делать сейчас? Канал мелеет, на некоторых участках воды нет совсем. Вода в него после разрушения Каховского водохранилища поступать почти перестала. Дело в том, что Каховское было как бы плотиной, которая естественным путём направляла часть днепровской воды в сторону канала. Теперь этой преграды нет.
Следовательно, нужно искать альтернативный способ заполнения искусственного водоёма или восстанавливать старый, то есть строить заново Каховскую ГЭС с водохранилищем. Это возможно, но только не в условиях близких военных действий.
Некоторые специалисты предлагают где-то в русле Днепра построить ещё одну мощную насосную станцию. Проект перспективный, но затратный. Наверное, он тоже может быть реализован, но только после окончания СВО.
Остаётся добавить, что строительство и реконструкция искусственных водных сооружений требуют тщательных расчётов и затрат. Обязательно следует учитывать экологические последствия – при возведении Северо-Крымского канала их учли не в полной мере. Не нужно совершать таких же ошибок после реконструкции водоёма. Он всё-таки Крыму нужен.
А как Вы думаете, удастся спасти канал от обмеления?