...

Водные каналы на карте России (17 фото): что такое водные артерии и какие они бывают, определение

Водный канал Каналы

Водные каналы – это настоящее чудо инженерной мысли, которое позволяет соединить две водные акватории, обеспечивая при этом комфортное и безопасное передвижение судов. Они играют важную роль в экономике, культуре и истории многих стран, а также являются украшением окружающего ландшафта.

Что такое водный канал

Водный канал – это искусственно созданный водоем, предназначенный для соединения двух водных объектов, например рек или морей. Они используются для перевозки грузов, пассажиров, а также для отдыха и туризма.

К разновидностям искусственных водных потоков можно отнести следующие сооружения:

  • Лоток – искусственное русло, устроенное над землёй или на её уровне.
  • Трубопровод – закрытое гидротехническое сооружение, предназначенное для переноса воды из одного водоёма в другой.
  • Гидротехнический тоннель – искусственное русло закрытого типа. Оно позволяет проводить водный поток под толщей земли или других пород.
Что такое водный канал
Водный канал – это искусственный водоем, предназначенный для соединения двух водных объектов

Характеристики каналов

Основными характеристиками для искусственных рек являются форма и размер сечения ложа искусственного русла. Их выбор зависит от хозяйственного назначения сооружения и особенностей конкретной местности.

Выделяют следующие виды поперечного сечения искусственных рек:

  • трапецеидальное;
  • полигональное;
  • прямоугольное;
  • полукруглое;
  • параболическое;
  • составное.

С точки зрения гидравлики, самыми подходящими для сооружения искусственного русла являются полукруглые и параболические формы. Но из-за проблем, связанных с техническим устройством и экономической целесообразностью, от подобных форм отказываются в пользу ложа в виде трапеции, прямоугольника или полигональной фигуры.

Размер сечения рукотворного потока воды зависит следующих факторов:

  • необходимого расхода воды;
  • типа грунта;
  • предельной скорости течения для конкретного основания;
  • габаритов судов, которые будут передвигаться по сооружению.

Профили каналов

Виды каналов

Разделить искусственные речные русла на виды можно по трём признакам:

  • хозяйственное назначение;
  • характер течения;
  • глубина потока.

Хозяйственное назначение рукотворного потока зависит от задач его дальнейшего использования. Различают следующие виды:

  • Энергетические (или деривационные) используются в гидроэнергетике для обеспечения движения турбин и создания перепада высот. Они обычно являются частью гидротехнических сооружений, состоящих из искусственных рек, водохранилищ и плотин, и служат для отвода воды из естественного водоёма к месту расположения гидротурбины. Такие сооружения имеют небольшую длину и объёмное сечение. Их ложе облицовывается материалом, уменьшающим трение воды.
  • Судоходные предназначены для движения судов и кораблей. Они имеют большую глубину и ширину, чтобы обеспечить проход судов различных размеров. Их русла могут быть оборудованы шлюзами для регулирования уровня воды и обеспечения доступа судов на разные высоты. Строительство рукотворных морских проливов позволило улучшить связь между океанами и значительно уменьшило время морских походов.
  • Ирригационные (или оросительные) используются для доставки воды на сельскохозяйственные угодья для полива растений. Они обычно имеют большую длину и ширину, чтобы обеспечить равномерное распределение воды по всей площади поля. Одна оросительная система включает в себя магистральный, распределительный и водосбросный участок. Они могут быть оборудованы насосами и другими устройствами для повышения эффективности системы орошения.
  • Обводнительные служат для обводнения засушливых районов и обеспечения водой животных и людей. Они обычно проходят через пустыни и полупустыни, где вода является дефицитным ресурсом. Чаще всего такие сооружения одновременно являются и оросительными водоёмами.
  • Водопроводные используются для транспортировки воды от источника (например реки или озера) до потребителя (например города или завода). Они могут быть как открытыми, так и закрытыми. Открытые системы обычно используются в сельской местности, а закрытые – в городах и промышленных зонах. Часто их оснащают насосными станциями для повышения давления воды.
  • Осушительные используются для отвода избыточной влаги с заболоченных территорий. Они обычно пролегают через болота и озера, и служат для снижения уровня воды в этих местах. Их создают с помощью дренажных систем и насосных станций.
  • Лесосплавные используются для транспортировки леса по воде от мест заготовки до мест переработки или продажи. Они обычно имеют достаточную глубину и ширину для прохождения плотов с лесом. На них устанавливают специальные сооружения для облегчения движения плотов и предотвращения их повреждения.
  • Рыбоводные создаются для поддержания и увеличения популяции рыбы в водоемах. Они обычно оборудованы специальными устройствами для создания оптимальных условий для жизни рыб, такими как кормушки, укрытия и системы очистки воды.

Течение воды в искусственном канале может обеспечиваться за счёт природного перепада высот (естественный водоток) или при помощи системы шлюзов и насосов (искусственный водоток).

При искусственном водотоке направление и скорость течения регулируется человеком.

Мелководные каналы

Это искусственные водные потоки с небольшой глубиной, которые обычно используются для движения небольших судов и лодок. Они соединяют водоёмы в пределах ограниченной небольшой территории.

Их сооружение решает проблемы транспортировки людей и грузов, рыболовства и туризма. Неглубокие искусственные реки широко распространены на территории Европы (Венеция, Амстердам) и европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).

Мелководный канал в Амстердаме
Мелководный канал в Амстердаме

Глубоководные каналы

Это искусственные русла с большой глубиной, которые используются для движения крупных судов и кораблей. Они соединяют между собой большие водоёмы или служат для обустройства портовых городов, находящихся вне береговой линии.

Такие сооружения могут быть частью транспортных систем, а также использоваться для добычи полезных ископаемых и научных исследований. Сооружения подобного типа – Суэцкий в Египте и Панамский в Панаме – были построены в XIX – XX веках. Их появление значительно сократило морской путь из Индийского океана в Средиземноморье и из Атлантики в Тихий океан.

История каналов в России

Реки имели большое значение в жизни славян. Их основные поселения располагались на берегах естественных водоёмов. По их руслам проходили транспортные и торговые пути. В местах максимального сближения основных рек организовывали волоковые переправы. Но первые искусственные водные каналы были построены только в начале XVIII века.

Каналы в древности

Появление искусственных каналов в России связано со строительством Санкт-Петербурга. Для обеспечения его транспортной связи с центральными районами российского государства царь Пётр I приказал построить водную систему, состоящую из естественных русел рек и рукотворных сооружений. Она связывала Балтийское море с рекой Волгой.

Путь проходил по следующим объектам:

  • река Волхов;
  • Сиверсов канал;
  • Вишерский канал;
  • река Мста;
  • водораздельный участок в Вышнем Волочке;
  • река Тверца.
Санкт-Петербург при Петре 1
Город Санкт-Петербург при Петре I

Вышневолоцкая водная система стала крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе XVIII столетия. Она активно использовалась с 1713 по 1893 год.

XIX век

В начале XIX века для соединения Волги и Балтийского моря были сооружены две водных системы.

Тихвинская водная система – часть Волго-Балтийского водного пути. Разработка проекта по соединению русел рек Сясь, впадающей в Ладожское озеро, и Молога, являющейся притоком Волги, начался в 1712 году. В 1811 судоходство по новому торгово-транспортному пути было открыто.

Он начинался от города Рыбинск на Волге, проходил по рекам Молога, Чагодоща, Горюн и Соминка. Между реками Соминка и Тихвинка соорудили Тихвинский соединительный канал. Далее суда до Санкт-Петербурга шли по реке Сясь, Ладожскому озеру и река Неве. Протяжённость Тихвинской водной системы составляла 924 километра.

Водные системы на карте

Мариинская водная система – водный путь из Балтийского моря в Волгу. Она единственная из гидротехнических сооружений, построенных в дореволюционной России, сохранилась в рабочем состоянии до нынешнего времени.

По первоначальному проекту водный маршрут проходил по естественным водным объектам: река Шексна, Белое озеро, река Ковжа, река Вытегра, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, река Нева. Между реками Ковжа и Вытерга был создан Мариинский канал.

После начала судоходства стало понятно, что небольшие суда, которые ходили по Мариинскому речному пути, не могут выходить в большие озёра без угрозы гибели. Для решения этой проблемы создали несколько обводных искусственных русел в обход больших водоёмов. К ним относятся следующие каналы:

  • Белозерский;
  • Онежский;
  • Свирский;
  • Сясьский;
  • Ладожский.
Ладожский водный канал
Ладожский водный канал

Расстояние в 1 143 километра суда преодолевали за 58 дней. Основной проблемой Мариинской водной системы являлась маловодность, которая не позволяла передвигаться по ней большим грузовым судам.

Россия до революции

В начале XX века было начато строительство канала, соединяющего бассейны рек Обь и Енисей. Первоначальный проект предусматривал сооружение 20 шлюзов, через которые смогли бы проходить суда водоизмещением 30 тонн. Но к моменту завершения строительства эти цифры снизились до 14 и 8 соответственно.

Построенным искусственным руслом пользовались во время русско-японской и I мировой войны. В настоящее время водоём является местной достопримечательностью и охраняется государством.

Обь-Енисейский водный путь
Обь-Енисейский водный путь

СССР

В СССР было реализовано множество масштабных строительных проектов, в том числе и строительство каналов. Вот некоторые из них:

  • Беломорско-Балтийский. Был построен в 1931 – 1933 годах. Он соединил Белое море с Балтийским и позволил значительно сократить путь между двумя морями.
  • Имени Москвы (ранее известный как канал Москва – Волга). Был построен с 1932 по 1937 год. Соединил Москву-реку с Волгой и обеспечил столицу СССР водой для водоснабжения и судоходства.
  • Волго-Донской судоходный. Строительство началось в 1948 году и завершилось в 1952 году. Он соединил Волгу и Дон, обеспечив возможность судохоыдства между Каспийским, Черным, Белым и Балтийским морями.
  • Волго-Балтийский водный путь. Преображение Мариинской водной системы было начато в 1960-х годах и продолжалось до 1980-х годов. После масштабной перестройки система получила новое имя — Волго-Балтийский канал. Он соединил Волжскую систему с Балтийским морем, что позволило значительно сократить сроки доставки грузов и увеличить грузоподъемность судов.
  • Каракумский – это крупный ирригационный и транспортный искусственный водоём в Туркменистане, который был построен в период с 1954 по 1988 год. Он соединяет реки Амударья и Мургаб и проходит через пустыню Каракумы. Длина потока составляет около 1 445 километров.
Каракумский водный канал
Каракумский водный канал

Каналы в европейской части России

Современные речные системы европейской части России связаны многочисленными каналами. Они играют важную роль в развитии экономики, речного транспорта и туризма.

Бывшие каналы

Некоторые каналы с течением времени потеряли своë хозяйственное значение. Многие их объекты в настоящее время стали достопримечательностями местного или государственного значения. К ним относятся следующие каналы:

  • Вишерский;
  • Ивановский;
  • Мазурский;
  • Полесский;
  • Северо-Екатерининский;
  • Тихвинский.
Северо-Екатерининский водный канал
Северо-Екатерининский водный канал

Действующие каналы (какие бывают водные артерии)

На европейской территории России располагаются старейшие из действующих искусственных водных артерий. В том числе следующие каналы:

  • Беломоро-Балтийский;
  • Северо-Двинский;
  • Волго-Балтийский водный путь;
  • Волго-Донской;
  • Волго-Каспийский;
  • имени Москвы;
  • Терско-Кумский;
  • Невинномысский;
  • Калининградский.
Терско-Кумский водный канал
Терско-Кумский водный канал

Проекты каналов

В конце 80-х годов прошлого столетия были разработаны, но не воплощены в жизнь несколько проектов каналов:

  • Евразия;
  • Волго-Дон 2;
  • Восточный судоходный.

Местные каналы

К каналам местного значения в европейской части России относятся искусственные водные объекты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Канал имени Москвы
Канал имени Москвы

Каналы в Азиатской части России

В Азиатской части России строительство искусственных водных путей началось в середине XIX века. Но они не получили широкого распространения в этой части страны.

Бывшие каналы

Первые гидротехнические сооружения на территории Сибири и Приморья появились на рубеже XIX и XX столетий. В настоящее время они перестали функционировать. К ним относятся следующие объекты:

  • Кулундинский магистральный канал;
  • Алейская оросительная система;
  • Обь-Енисейский канал.
Строительство Алейской оросительной системы
Строительство Алейской оросительной системы

Действующие каналы

Единственный действующий водный канал Азиатской части России находится в Новосибирской области. Он соединяет Новосибирское водохранилище и реку Обь.

Проекты каналов

В советское время разрабатывался масштабный проект по направлению части стока сибирских рек на территорию Средней Азии. Проект получил название Поворот Сибирских рек. Работы над ним были прекращены в конце 80-х годов прошлого века.

Местные каналы

На территории Сибири и Дальнего Востока не распространены искусственные водные русла. Единственным действующим рукотворным речным руслом местного значения является Новосибирский судоходный канал. Он проходит по территории Советского района Новосибирска.

Новосибирский судоходный канал
Новосибирский судоходный канал

Водные каналы в России играют важную роль в транспортной инфраструктуре, обеспечивая доступ к рекам и морям для речных и морских судов, а также для перевозки грузов и пассажиров. Они являются источниками водоснабжения для городов и промышленных предприятий, а также используются для рыболовства и рекреационных целей. Кроме того, водные искусственные реки способствуют улучшению экологической ситуации, повышая качество воды и предотвращая загрязнение водоемов.

А рядом с Вашим городом проходит какое-нибудь рукотворное русло? Поделитесь интересной информацией о нем!

Оцените статью
Все про воду
Добавить комментарий