Издавна люди искали короткий морской путь, чтобы попасть в Индию. Разумеется, не любопытства ради – торговля с этим государством и расположенными рядом странами приносила немалую прибыль. Но огромную часть дохода съедали транспортные расходы, торговым судам, чтобы попасть в Тихий океан, приходилось огибать Африку. Поэтому и возникла идея соединить Средиземное море с Красным. Но для этого нужно было построить канал.
- Суэцкий канал: общая информация, описание
- География
- Где находится Суэцкий канал на карте мира
- История строительства: что соединяет Суэцкий пролив
- Античность
- Восстановление канала
- Экономическое и стратегическое значение канала
- Переправы между берегами
- Флора и фауна
- Экология
- Туризм
- Как добраться
- Отели рядом
- Куда сходить и что посмотреть в Порт Саиде
- Интересные факты о Суэцком канале
Суэцкий канал: общая информация, описание
Эта искусственная водная артерия считается одним из самых сложных инженерных сооружений в мире. Находится на северо-востоке Египта. Имеет следующие характеристики:
- длина канала составляет 165 км;
- дно в фарватере имеет ширину от 50 до 60 м;
- средняя глубина – 20 м.
Раньше приблизительно на том месте, где проложен Суэцкий канал, проходил сухопутный путь. Грузы доставляли по Средиземному морю до берегов Египта, потом их перегружали на верблюдов и везли в море Красное. Способ транспортировки был затратный: альтернативы у желающих попасть коротким путём в Индию и обратно просто не существовало.
Теперь здесь таких каналов даже два. В 2015 году был открыт канал параллельный, только не на всём водоёме полностью. Дело в том, что изначально движение по основному старому каналу было одностороннее. Ждать своей очереди встречным судам приходилось долго.
Раньше за сутки по каналу проходило 46 судов, а с открытием встречной ветки – почти в два раза больше.
География
Считается, что канал является условной границей между двумя материками – Евразией и Африкой. В акватории канала расположено Большое Горькое озеро. Оно делит искусственный водный путь на две части – северную и южную. Северная ведёт в Средиземное море, южная – в Красное.
До недавнего времени движение по каналу было односторонним. И только в озере суда могут разойтись на маршруте. Есть ещё Малое Горькое озеро. Но оно не имеет такого значения. До строительства канала оба озера были долинами, в которых накопилось очень много соли. Исследователи писали о слое в 13 м с лишним.
В 1967 году из-за войны с Израилем правительство Египта приняло решение канал перекрыть. В результате в Большом Горьком озере оказались заблокированными 14 судов из восьми государств. Экипажам разрешили вернуться домой, но часть команды всё-таки оставалась на кораблях для присмотра. В таком состоянии суда были вынуждены оставаться до 1975 года, когда канал был снова открыт.
Корабли получили название Жёлтой флотилии, потому что за годы их простоя в водах озера палубы были занесены песком.
Где находится Суэцкий канал на карте мира
Суэцкий канал на карте мира тянется от Суэца, находящегося на берегу Красного моря, до Порт Саида в море Средиземном. Египет разделён на провинции, они называются мухафазами. Ближе всего к каналу находятся мухафазы Суэц, Исмалия и Порт Саид.
История строительства: что соединяет Суэцкий пролив
Есть немного ошибочное мнение, что именно этот канал пытались прорыть египетские фараоны задолго до нашей эры. Да, многие из них предпринимали попытки устроить здесь искусственный судоходный путь. И на некоторое время канал даже функционировал. Но только соединял он Красное море, в первую очередь, не со Средиземным, а с Нилом. То есть, древние египтяне хотели сделать доступ из своей священной реки в Индийский океан. Периодически это удавалось в разные времена.
Впрочем, Нил всё равно впадает в Средиземное море. Правда, канал получался несколько обводным. Но зная, где находится устье реки, из Красного моря в Евразию через Египет всё-таки попасть было можно.
Античность
Первое упоминание о том, что канал стал доступен для судоходства, относится к 3 веку до нашей эры. Тогда в здешних местах правил Птолемей второй Филадельф. При нём канал был значительно углублен. Позже работы продолжил император Траян. Канал даже стали называть река Траяна.
Но позже, непонятно зачем (из ревности к славе, видимо) эту реку приказал засыпать халиф Мансур. Впрочем, к тому времени русло было фактически заброшено.
Восстановление канала
Любопытно, что такую попытку пытался предпринять ещё Наполеон во время египетской военной кампании. Но первоначально инженеры, которые занимались расчётами строительства, опирались на ошибочное мнение коллеги Лепера, который полагал, что разница между уровнем Красного и Средиземного морей составляет 9 м. Следовательно, нужно было строить ещё и систему шлюзов, а это значительно удорожало и без того расходное строительство канала.
Лишь через несколько десятков лет выяснилось, что это предположение было ошибочным. Тысячи несчастных египетских рабочих копали русло вручную. Приходилось прокладывать русло не только через каньоны и высохшие русла рек, но и через тонны песка и твёрдые породы.
Пресную воду долгое время привозили на строительство на верблюдах. Лишь после открытия пресноводного канала, который начал доставлять сюда воду из Нила, ситуация улучшилась. Но всё равно при строительстве Суэцкого канала от болезней и обезвоживания погибло более тысячи человек.
Для судоходства Суэцкий канал был открыт 17 ноября 1869 года. Перешеек, соединяющий по суше Африку и Евразию, перестал существовать.
Экономическое и стратегическое значение канала
Открытие канала повлекло за собой ряд существенных изменений в мировой экономике:
- свободное плаванье по каналу для кораблей любой страны гарантировано международной Конвенцией;
- открытие канала ускорило товарооборот мировой торговли;
- территория вокруг Суэцкого канала значительно изменилась, – например, Порт Саид стал городом с миллионным населением
- доход от эксплуатации канала стал исчисляться миллиардами долларов США.
Последнее обстоятельство, кстати, привело к тому, что англичане, долгое время контролировавшие канал, никак не хотели передавать его Египту. Чуть до войны не дошло. Но благоразумие взяло верх. Да и мнение мировой общественности оказалось не в пользу Великобритании.
Суэцкий канал – важнейший стратегический объект Египта, поскольку он обеспечивает значительную часть национального дохода.
Переправы между берегами
Самым длинным железнодорожным поворотным мостом в мире является Эль-Фердан. Он пересекает Суэцкий канал в районе города Исмалия и предназначен только для пропуска поездов. В остальное время он разведён, чтобы пропускать суда. Длина этого сооружения – 340 м. Построили его в 2001 году вместо прежнего, разрушенного во время Шестидневной войны с Израилем.
Мост Мубарака – автомобильный, он находится около города Эль-Кантара. Почему-то он считается символом египетско-японской дружбы. При этом опоры моста стилизованы под древнеегипетские скульптуры.
Есть под Суэцким каналом и туннель Ахмеда Хамди. Его открыли в начале восьмидесятых годов прошлого века. Туннель находится под контролем военных, и он платный. Проезд осуществляется через КПП.
Флора и фауна
Уже упоминалось о том, что в затопленных долинах, где теперь находятся Большое и Малое Горькие озёра, были большие пласты соли. После того, как в долины пришла вода, эта соль начала растворяться. Плюс к этому несколько раз углублялось дно ради улучшения условий для судоходства. Всё это сильно повысило солёность вод канала. Причём, настолько, что обитатели Красного и Средиземного морей в канал поначалу заходить не захотели.
Но постепенно соль растворялась и размывалась, и солёность воды стала уменьшаться. И однажды в Красном море выловили пятнистую селёдку из моря Средиземного. Было это в начале сороковых годов прошлого века. С тех пор пятнистая селёдка ловится и в том, и в другом море регулярно. Следовательно, насыщенная солью вода канала уже не является для некоторых рыб препятствием, и они могут в канале обитать.
Вскоре этот же путь проделала радужная сардина. А в обратную сторону стали мигрировать европейские анчоусы. Появились в Суэцком канале и некоторые виды водорослей. Жизнь постепенно развивается и в искусственном водоёме.
Экология
В мире известны два крупных искусственных прохода между разными частями суши – Панамский и Суэцкий каналы. И экологические последствия обмена флорой и фауной между разными водными бассейнами ещё до конца не изучены. Но есть и тревожные сигналы.
Например, золотая барабуля, которая приплывает в Средиземное море из Красного, уже активно вытесняет барабулю местную. Учёные не исключают в Средиземном море и появления агрессивных акул Индийского океана. Последствия при этом могут быть самые тяжёлые.
У экологов по этому поводу мнение ещё более беспокойное. Они считают, что изменение состава видов рыб, заселяющих Средиземное море, может повлечь за собой и изменение экологического баланса в регионе.
Это же касается и водорослей. Например, их гниение в неблагоприятной и непривычной обстановке может привести к изменению состава воды в море. А это уже серьёзно.
Туризм
К чести властей Египта, здесь хорошо умеют развивать индустрию туризма. И это касается не только знаменитых пирамид. Долгое время Египет вообще не владел акциями канала и всей его индустрии, но сейчас эта страна – полноправный владелец водной артерии. Соответственно, здесь развивается и туризм.
Европейцев, например, привлекает возможность побывать в Суэце. Отсюда можно быстро добраться до очень символичных для российского человека мест. Скажем, до монастыря Святой Екатерины, который находится на библейской горе Синай. Местную библиотеку, которая содержит 5000 библейских книг, по качеству собранных фолиантов можно сравнить только с библиотекой Ватикана.
Можно посетить ещё монастыри Святого Антония и Святого Петра. Правда, вход туда разрешён только представителям сильного пола. Однако вокруг удивительно красивые горные пейзажи, которыми могут любоваться и женщины.
Сам канал, к сожалению, туристическим назвать нельзя. Фотографировать здесь запрещено, да и других крупных городов, кроме Суэца, здесь нет. Но именно в Суэце начинается побережье Красного моря. А здесь – море, солнце, кораллы, много экзотических рыб и прекрасные пляжи.
Как добраться
В самое начало Суэцкого канала – Порт Саид можно добраться поездом из Каира. Но железнодорожный транспорт в Египте большим комфортом не отличается, к тому же, добираться придётся 5 часов, не меньше. Рекомендуется воспользоваться автобусом. Он и едет на час меньше, и отправляется каждый час.
Отели рядом
Порт Саид официально – город курортный. Но массовый туризм здесь пока развит не очень. Зато цены в местных отелях не очень высокие. А вот сервис гораздо выше.
Можно порекомендовать, например, Курортный Отель Port Said Touristenorte 5* . За сутки проживания там предложат заплатить от 3687 руб. Разрешено отдыхать с детьми. Есть бассейн.
Примерно за ту же цену можно забронировать апартаменты Superior с 2 комнатами с балконом. Если в стоимость проживания включается завтрак, придётся заплатить на 1 тыс. больше.
Куда сходить и что посмотреть в Порт Саиде
Дата основания Порт Саида – 1859 год. Поэтому здесь много архитектурно интересных домов XIX века. Пожалуй, главная достопримечательность города – Набережная Суэцкого канала и расположенный на ней Национальный музей. В этом музее можно увидеть предметы культуры и быта египтян, начиная со времён ещё до фараонов.
Есть две красивые церкви – православная и францисканская. Интересно посмотреть и на сам Суэцкий канал с прибывающими в порт судами. А также на подвесной мост высотой 70 м. Правда, он находится в 20 км от города.
Интересные факты о Суэцком канале
Понятно, что инженерный проект такого масштаба не мог обойтись без каких-то интересных историй и фактов:
- Французский дипломат Лессепс, вдохновитель и главный строитель Суэцкого канала, попытался построить и аналогичный канал в Центральной Америке в 1881 году, строительство началось, но завершилось крахом – лишь черед четверть века Панамский канал всё-таки был возведён, но уже другими исполнителями.
- Французский скульптор Фредерик Бартольди изваял скульптуру «Египет несущий свет Азии» и предложил установить её у входа в Суэцкий канал, ему отказали – тогда он её немного переделал и создал будущую Статую Свободы.
- За всё время создания канала было извлечено 75 млн тонн песка.
По поводу последнего пункта остаётся добавить, что почти всё это извлечение производилось рабочими вручную. Лишь в последние годы на канале появились землеройные машины.
Хотели бы посмотреть Суэцкий канал и расположенные рядом достопримечательности?
Каждый раз удивляюсь как люди строят такие сложные объекты, это ведь длина 165 км! И кстати он довольно таки узкий, почему интересно его не сделали пошире, ведь суда ходят огромные.
Я почему-то думал, что канал построили уже в наше время. Может потому, что построить такое грандиозное сооружение без современных машин – это фантастика. Как им удалось такое сделать 2000 лет назад?
Суэцкий канал – это очень важная водная артерия. И все же, я не могу понять, как его рыли. Особенно в седьмом веке до нашей эры. У меня лично это в голове не укладывается. А повоевать обязательно надо. Как же без этого?
Вот мне тоже не понятно как его строили, особенно беря во внимание, что первое упоминание – это 3 век до нашей эры. Если не было спецтехники, тогда вообще не понятно, как пришла в голову такая идея и на что рассчитывали строители?….
О, Суэцкий канал это вообще крутая штука, помню как в школе на уроке географии первый раз узнал о нем. Тогда подумал, как это удобно, что не надо вокруг всей Африки плыть. А потом однажды видел в доку фильме, какие там огромные корабли проходят, впечатлило. Надеюсь когда-нибудь увидеть это своими глазами.