...

Волго-Донской канал (15 фото): история судоходного строительства, характеристика, где находится на карте России, сколько круизов, гидроузлов, его протяженность, дислокация шлюзов, стоимость

Волго-донской канал Каналы

Волго-Донской канал – сооружение, в возведении которого было задействовано более 8000 машин и единиц спецтехники. Несмотря на такие затраты, проект быстро окупил себя, соединив две крупные реки и став важной транспортной артерией. Сейчас на территории объекта находятся водохранилища, шлюзы и памятники.

История строительства Волго-Донского судоходного канала

Канал был открыт 27 июля 1952 года. Первый проект составили в период с 1927 по 1928 г, но его не приняли, после этого готовились другие планы, которые также были отвергнуты. Строительство начали лишь в феврале 1948, оно продолжалось 4,5 года, а для решения поставленной задачи собирались рабочие со всей страны. В ходе строительства было израсходовано около 3 млн кубометров бетона.

Но самая первая попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще в 16 веке, когда Селим II (турецкий султан) отправил 22 тысячи солдат прорывать канал между реками. Но развитие технологий и ограниченное количество ресурсов не позволили реализовать проект.

Волго-донской канал история
Волго-донской канал был открыт 27 июля 1952 года

Среди российских императоров первую попытку предпринял Петр I, однако ему помешала Северная война. Более серьезно к сооружению транспортной артерии начали относиться в 20 веке, но даже тогда реализацию постоянно откладывали. Это было связано с выделением средств на более серьезные проекты или историческими вызовами, на которые должно было реагировать правительство.

География Волги и Дона

Начинается Волгодон в долине притока Волги, а заканчивается возле населенного пункта Калач-на-Дону. На всем пути располагаются шлюзы и водохранилища. Есть 17 дамб и пара ремонтных заграждений. Переходы между шлюзами расположены неравномерно.

Шлюзы и их дислокация

Шлюзы Волго-Донского канала расположены на расстоянии от 700 метров до 20 км друг от друга. Всего их 13, последний находится неподалеку от Калача-на-Дону. К Донской части канала примыкает всего 4 шлюза, а к Волжской – 9.

Волго-донской канал шлюз
Шлюз №1 Волго-донского судоходного канала

Рядом с ними есть архитектурные произведения искусства, так возле шлюза №10 находится памятник героям Гражданской Войны. Большинство шлюзов почти ничем не украшены, хотя есть несколько исключений. На двух из них возвели триумфальные арки, декор остальных связан с морской и советской тематикой.

Водохранилища и их характеристика

Первое водохранилище было создано в 1951 году, сейчас его называют Цимлянским. Волга и Дон были соединены лишь спустя 7 месяцев после этого. Также инфраструктура включает в себя Варваринское, Береславское и Карповское водохранилища. Все они являются рукотворными и на данный момент не только накапливают воду, но и являются местами отдыха.

Где находится Волго-Донский канал на карте России

Волго-Донской канал на карте России почти незаметен. Его протяженность составляет 101 км, а средняя ширина – 17-18 метров. Проходит через 4 района, в их число входят Волгоград и Калачевский район. Проектировщики делали особы акцент на местоположении. Канал проходит через густонаселенную местность, города и деревни. При этом на его берегах не замечено крупных предприятий.

Достопримечательности Волго-Донского канала

Кроме экономической ценности Волго-Донской канал представляет еще и культурную. На его территории установлены памятники, а сами водохранилища пользуются некоторым интересом у туристов. По каналу ходят экскурсии, в которых рассказывается об истории возведения и затрагиваются детали, касающиеся достопримечательностей.

Волго-донской канал экскурсии
По Волго-донскому каналу проводят экскурсии

Сарептский маяк

Проект разрабатывал архитектор Якубов. Строительство завершили в 1953 году. Поскольку тогда в культуре преобладал сталинский ампир, строители немного украсили маяк, добавив чугунные ростры (копии носовых частей старых кораблей). Кроме декоративной цели выполняет еще и основную – служит ориентиром для проходящих мимо судов.

Получил название в честь Сарептского полуострова. Строение также является одним из памятников морякам волжской флотилии, которая принимала участие в битве за Сталинград.

Памятник Ленину

Был построен в 1952 году. Изначально на нем находилось изваяние Сталина, но из-за особенностей политического курса (десталинизация), он был снесен и заменен на памятник Ленину, который шагает вперед и держит кепку в руке. Вместе с постаментов высота составляет 57 метров, а общая высота скульптуры равняется 27 метрам.

Волго-донской канал памятник Ленину
Памятник Ленину на Волго-донском канале был возведен в 1952 году.

Скульптура «Родина-мать зовет!» и памятник Ленину сделаны по одной и той же технологии. Каркас поддерживается при помощи металлических тросов, которые постоянно находятся в состоянии напряжения.

На данный момент памятник требует ремонта, в этом состоянии он находится с 2011 года.

Первый шлюз

С первого шлюза начинается Волжская лестница – сеть из 9 шлюзов, позволяющих судам подниматься по водоразделу. Камера имеет длину 145 метров и ширину в 18 метров. Общее время шлюзования занимает около получаса.

Поскольку он считается «входом» в Волго-Донской канал, в нижней части была установлена арка. На ней можно увидеть надписи, прославляющие Ленина и советский народ, который являлся «строителем коммунизма». Для того чтобы добраться до второго шлюза, нужно преодолеть 1.24 км.

Цимлянское водохранилище

Это единственное водохранилище, расположенное на реке Дон. Названо в честь города Цимлянска, было построено в 1952 году. После создания сток Дона снизился с 29 до 18 км3. Представляет собой котловину с несколькими расширениями для рек. Находится на территории Волгоградской и Ростовской областей.

Последнее время уровень воды в водохранилище снизился до 32.05 метров (норма – 36 метров).

Информационный центр Волго-Донской АЭС

Место проведения конференций и презентаций, касающихся Волго-Донской АЭС. На его территории проводятся экскурсии и представлены модели станции и реактора. У специалистов можно узнать интересующие вопросы, которые касаются экологии, энергетики, безопасности т.д.

За более чем 15 лет существования информационный центр посетило более 140 000 человек.

Информационный центр Волго-Донской АЭС
В информационном центре Волго-Донской АЭС проводят конференции и презентации

Место всеми силами продвигает мысль о пользе и безопасности атомной энергии, а симулятор-тренажер помогает сотрудникам отрабатывать внеплановые ситуации, которые могут произойти на АЭС. С каждым годом количество посетителей возрастает, из-за чего было предпринято решение модернизировать выставочный комплекс, оснастив его передовым оборудованием.

Волгодонский музей истории народной культуры

Волгодонский музей расположен по адресу Рабочая 11, для посещения его открыли 19 сентября 2003 года (до этого здание считалось аварийным). Само помещение небольшое и носило название «казачий курень», его постарались восстановить в первоначальном виде.

Иногда в музее проводятся события, рассказывающие об истории, донской культуре, ремеслах и быте прошлых поколений. Экспонаты подлинные, знакомясь с ними, можно понять, как жили донские казаки ранее.

Волгодонский музей истории народной культуры
Волгодонский музей истории народной культуры для посещения был открыт в сентябре 2003 года

Волгодонский музей экологии и истории

Был основан в 1969 году. Сперва назывался городским краеведческим музеем, позже стал государственным областным учреждением культуры. В его состав входит три подразделения. Пожалуй, самое важное находится в центре Волгодонска, оно занимает нижний этаж жилого дом и включается в себя 4 выставочных зала, где проводятся временные выставки коллекций из собрания музея. Иногда выставляются экспонаты частных коллекций и музеев РФ.

Несмотря на скромные размеры, за годы существования фондовое собрание достигло отметки в сто тысяч предметов. Они разбиты по разделам, посвященным живописи, графике, иконописи и т.д. В распоряжении заведения есть работы и некоторых советских художников.

Подразделения музея расположены в следующих местах: ул. Ленина 52 и 53 и ул. Рабочая 11 (музей донской народной культуры является частью музея экологии и истории).

Волгодонский музей экологии и истории
Волгодонский музей экологии и истории основан в 1969 году

Шлюз номер 13

Шлюз номер 13 имеет свою триумфальную арку, которая посвящена героям ВОВ. Если смотреть на нее с Дона, то можно прочитать надпись – «Слава победоносной Советской армии», а со стороны Карповского водохранилища виднеется вторая надпись – «Слава нашей великой Родине». На фасаде изображены советские солдаты, сам шлюз входной со стороны Дона. Длина камеры – 145 метров, ширина – 18 метров. Среднее время шлюзования от входа до выхода составляет около получаса.

Экономическое и стратегическое значение канала

Волго-Донской судоходный канал имеет важное транспортное значение, поскольку является крупной судоходной артерией России и расположен в густонаселенном регионе. Данное место представляет собой комплекс сооружений. Первые вырабатывают электроэнергию, вторые служат местом накопления питьевой воды, а третьи помогают оросительной системе. Немного внимания уделено туризму.

Особую роль канал играет для ресурсодобывающих компаний, ведь через него вывозятся нефтепродукты. Так, за 2006 год общее количество перевозимого груза составило 8.053 млн тонн, на нефтепродукты приходилось около 4.137 млн тонн. А в 2009 через его территорию было пропущено 11 692 судна.

Также стоит учитывать среднюю глубину, которая не превышает отметки 4-5 метров, из-за чего показатели снижены. Это стало проблемой для страны, на ее решение даже выделили 400 млн рублей. Начиная с 2013 года число грузоперевозок постепенно возрастало. Рассмотрим особенности, касающиеся транспорта и экологии региона

Экология

Постройка Волго-Донского канала нарушила естественное течение рек и нанесла удар по природе. Увеличение количества речного транспорта сказывается на загрязнении воды, а рыбная ловля вредит общей популяции рыб. Свой вклад вносят туристы и отдыхающие, разбрасывающие мусор.

Волго-Донской канал кажется безвредным лишь на первый взгляд. Такое сооружение не может не оставаться безвредным для окружающей среды.

Волго-донской канал транспорт
Увеличение количества речного транспорта сказывается на загрязнении воды

Канал упростил миграцию для некоторых видов фауны, что также негативно сказалось на экологии. Примерно в 1999 году гребневик мнемиопсис, пройдя через Волго-Донской канал, смог заселить Каспийское море. Это повлекло за собой сокращение численности кильки более чем наполовину, что нарушило экосистему всего моря и сказалось на популяции осетровых.

Рассмотрим также проблемы, которые вызвало строительство:

  • во время заполнения водохранилищ погибли гектары лесных земель;
  • местный микроклимат был нарушен;
  • рыба начала мутировать из-за появления токсичных газов;
  • лесные массивы остались на дне и начали разлагаться;
  • объем воды в Дону снизился в 10 раз, если сравнивать показатели с 1940-м годом.
Река Дон
Из-за строительства канала, объем воды в реке Дон снизился в 10 раз

Также проблема была связана с нарушением путей естественного пополнения воды, из-за чего возникли трудности с самообновлением. В будущем регионы могут столкнуться с проблемой пересыхания рек и других источников воды, а также с заиливанием дна. Отдельный вклад вносит медленный износ окружающих водохранилищ.

Флора и фауна

Поскольку канал соединяет Волгу и Дон, на его территории обитают соответствующие виды рыб (всего их около 67). Часто в воде можно встретить следующих обитателей:

  • окунь;
  • щука;
  • лещ;
  • красноперка.
Волго-донской канал рыбалка
На территории Волго-донского канала обитает около 67 видов рыб

На берегах водятся бобры, а неподалеку обитают лошади, антилопы, сайгаки и сурки. Те территории рек растут камыши, осоки, сабельники и топяной хвощ.

Точное количество особей и видов рыб иногда сложно определить из-за смены места дислокации во время нереста.

У Волго-Донского канала нет отличительной флоры и фауны, все рыбы и животные, проживающие на территории соседних регионов, могут встретиться неподалеку от сооружения.

Переправы между берегами

Рассмотрим, в скольких местах мосты соединяют берега Волго-Донского канала:

Местоположение переправы Предназначение
Между шлюзом 1 и 2 Автодорожный мост и железнодорожная магистраль
Между шлюзами 8 и 9 Железнодорожная магистраль
Между шлюзами 9 и 10 Автодорожный мост и железнодорожная магистраль
Между шлюзами 11 и 12 Автодорожный мости
Между шлюзами 12 и 14 Железнодорожная магистраль

Через некоторые их них могут пройти и пешеходы.

Волго-донской канал устройство
Устройство Волго-донского канала

Рыбалка

Территория Волго-Донского канала является популярным местом для рыбалки. Длина и количество шлюзов обеспечивают подходящие условия для ловли (некоторые делают это прямо с лодок).

Для поимки рыбы рекомендуется использовать спиннинг. На канале сложно поймать что-то действительно большое, но есть шанс найти рыбу весом полтора кг. Также рекомендуется посетить местные озера, в которых водится рыба покрупнее. На самой территории можно найти турбазы и места для палаток. Также стоит учитывать, что глубина самого канала нечасто опускается ниже 4 метров.

Как добраться

Сперва нужно доехать до Сарепты – населенного пункта, расположенного в 30 км от Волги. По возможности лучше делать это на электричке. Маршрут нужно построить так, чтобы выйти на станции Красноармейская, после этого нужно пройти несколько километров и канал окажется неподалеку.

Волго-донской канал на карте

Круизы по Волго-Донскому каналу и их стоимость сегодня

Через Волго-Донской канал проходят круизы продолжительностью 5-16 дней. Обычно они затрагивают несколько населенных пунктов и могут быть иметь разные конечные пункты назначения (Ростов-На-Дону, Казань, Нижний Новгород).

Сам канал богат на достопримечательности, несмотря на свое первоначальное предназначение. Кроме вышеперечисленных архитектурных памятников и музеев он проходит неподалеку от других туристических мест. Поэтому место популярно у небольших круизов, на которых можно прокатиться исключительно по каналу.

Подобные маршруты проходятся за 10-12 часов, во время которых работают профессиональные экскурсоводы. У некоторых фирм в стоимость билета входит посещение ряда запланированных объектов, связанных с каналом или близлежащими территориями.

Волго-донской канал круизы
Волго-донской канал богат достопримечательностями и по нему ходят круизы

Интересные факты в Волгодоне

Несколько интересных фактов, связанных с Волго-Донским каналом:

  1. За всю историю существования Российской империи и СССР предпринималась множество попыток соединить между собой Дон и Волгу, но этому всегда мешали обстоятельства (война, нехватка денег или бесперспективность проекта).
  2. В проектировании был задействован «Чудо-экскаватор» с длиной стрелы 65 метров и ковшом, способным за раз забрать 14 кубометров грунта.
  3. Президиум Верховного Совета СССР постановил выдать звание Героя Социалистического Труда 12 строителям. На тот момент в Советском Союзе эта награда считалась престижной.
  4. Работы по постройке канала длились круглые сутки, на протяжении 40 месяцев канал строился ударными темпами.
  5. Цимлянское водохранилище заполнило естественную низину, на которой раньше находилась небольшая станица.
  6. При строительстве встречались люди с впечатляющими должностями. Полковник Барабанов занимал пост «Начальника управления исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла Волго-Донского судоходного канала МВД СССР». Его считали выдающимся человеком, способным выполнить поставленные задачи.
Волго-донской канал постройка
Постройка канала длилась круглые сутки на протяжении 40 месяцев

При возведении канала был использован труд заключенных. В общем их количество перевалило за 20000 человек.

Волго-Донской канал – одно из самых крупных рукотворных сооружений в России. Оно представляет экономическую ценность для региона, служа транспортной артерией. В ряде мест установлены архитектурные памятники, посвященные прошлой эпохе и соответствующие ее архитектурному стилю.

Хотели бы отправиться в круиз по Волго-Донскому каналу?

Оцените статью
Все про воду
Добавить комментарий

  1. Дарья

    Хотела бы отправиться в круиз по Волго-Донскому каналу. Подобные круизы являются недешевым удовольствием, но мне нравится путешествовать по воде, любоваться природой и достопримечательностями.

    Ответить
  2. Владимир

    Этот канал в свое время планировали еще турки, чтобы захватить Астрахань. Им даже удалось прокопать несколько километров, используя труд рабов. Но затем наступила зима и они повернули обратно.

    Ответить
  3. Олеся

    Так может и не надо было строить Волго-Донский канал. Столько негативных последствий от этого. Во времена СССР любили осуществлять подобные масштабные проекты и мало думали о последствиях.

    Ответить
  4. Марина

    Канал существует уже много лет и до сих пор привлекает к себе много внимания. Мне нравится, что человек может сделать доброе дело и практически не нарушить ничего, при этом помочь себе в плане судоходства и так далее.

    Ответить
  5. Тавинаюкк

    Интересно было узнать про Волго-Донской канал, не думал что такая сложная история у судоходного строительства. Особенно удивило сколько шлюзов было построено, чтобы соединить две такие большие реки. И карта России сразу в голове нарисовалась, где он проходит. Цифры про стоимость и протяженность тоже впечатляют, представить не мог, что такие масштабы.

    Ответить