...

Волго-Балтийский водный путь (9 фото): характеристика и история строительства, шлюзы и гидроузлы канала, длина, ширина и глубина, где находится Волгобалт на карте, описание шлюзования

Волго-Балтийский канал Каналы

После постройки Санкт-Петербурга Россия получила выход к Балтике – знаменитое петровское окно в Европу. Однако богатеющий Санкт-Петербург не был связан водными путями с Азией. Ближайшей судоходной рекой, которая несла свои воды до самого Каспия, была Волга. Но с бассейном Балтийского моря её ничего не соединяло. Кроме того, Санкт-Петербург не имел водной связи с внутренней европейской частью России, через которую протекала Волга, это затрудняло товарооборот и в самом государстве. Пётр I принял решение о строительстве искусственного соединения между бассейнами Каспия и Балтики. Так начал зарождаться Волго-Балтийский канал.

Волго-Балтийский канал на карте России

Если строго следовать географическому описанию, канал – это не вся водная цепь от Балтики до Волги. Он является лишь частью Волго-Балтийского водного пути, который включает в себя не только искусственные гидротехнические сооружения, но и естественные водоёмы:

  • Рыбкинское и Шексинское водохранилища;
  • Онежское озеро;
  • Реку Свирь;
  • Ладожское озеро;
  • Реку Нева.

Волго-Балтийский канал на карте

Непосредственно Волго-Балтийским каналом можно считать участок этого водного пути между Череповцом и Онежским озером. Длина его – 367 км.

История строительства Волго-Балтийского речного пути

В 1703 году Пётр I подписал указ о начале строительства водной артерии между реками Цна и Терца. В этом месте и сейчас проходит водораздел между бассейнами Балтики и Волги, которые император задумал соединить, чтобы создать единую водную транспортную систему в европейской части страны от севера до юга.

Чтобы понять, что такое водораздел, нужно сначала пояснить, что такое бассейн реки или моря. Каждая река имеет свои притоки, ручьи, родники и пр. Всё вместе это составляет водосбор водоёма, его бассейн. У каждой крупной реки он свой.

Притоки, которые образуют этот бассейн, обычно стекают с какой-то возвышенности или хребта. Но с противоположной стороны этого же хребта ручьи и притоки стекают уже в другую сторону и образуют бассейн другой реки. Такой хребет находится на границе двух бассейнов и называется водоразделом.

Профиль Волго-Балтийского канала

Водораздел между бассейнами Волги и Балтийского моря проходит именно в том месте, где Пётр планировал проложить канал. Это – небольшой хребет высотой в 85 м со стороны Онежского озера и 14 м – со стороны волжского бассейна.

Начало строительства канала затянулось надолго – к нему приступили только в 1799 году, уже при императоре Павле I. Деньги на осуществление проекта позаимствовали из бюджета воспитательных учреждений, которые курировала императрица Мария Фёдоровна. В 1810 году канал был торжественно открыт и стал называться Мариинским, а вся система рек, озёр и этого канала стала именоваться Мариинской.

Ширина искусственного водоёма составляла 15 м. Перед началом 1811 года на канале действовало 28 шлюзов из дерева и 3 полушлюза. Ещё были построены плотины, водоспуски и подъёмные мосты.

Длина системы составляла 1124 км, Она протянулась от питерского порта до Балтики. Но вскоре стала быстро ветшать, размеры шлюзов не позволяли пропускать большое количество судов – систему пришлось постоянно ремонтировать и совершенствовать с помощью новых шлюзов и обводных каналов.

Волго-Балтийский канал строительство
Волго-Балтийский канал строительство

В начале тридцатых годов прошлого века стали разрабатывать генеральный план реконструкции Волгобалта, но быстро этим планам сбыться было тоже не суждено, – помешала война. Только в 1964 году Волго-Балтийский канал был сдан в эксплуатацию в обновлённом виде. Однако улучшение этого водного пути продолжается и по сей день.

Достопримечательности на берегах

На берегу реки Шексны, которая входит в Волгобалт, стоит село Горицы. Ещё в XVI веке княгиня Ефросинья Старицкая основала здесь Воскресенский монастырь. Место и сейчас очень интересное, хранящее много тайн, но, к сожалению, основные туристические маршруты по каналу его обходят, И зря – сюда ссылали знатных женщин, которые были неугодны власти. По злой иронии судьбы и сама княгиня позже была пострижена в монахини и отправлена сюда до конца жизни. Иван Грозный отослал сюда четвёртую жену Анну. Сюда же была выслана дочь Бориса Годунова.

На левом берегу Шексны стоит единственная в России церковь на воде – храм Рождества Христова. Её ещё можно увидеть в фильме Василия Шукшина «Калина красная».

Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова на берегу Шексны

На Онежском озере следует обязательно посетить музей-заповедник в селе Кижи. Здесь находятся древние памятники архитектуры, быта, иконописи.

Пожалуй, наиболее сильное впечатление оставляет посещение острова Валаам. Древние скиты словно заставляют путешественника прикоснуться к истории.

Есть и ещё несколько интересных мест, которые рекомендуется посетить:

  • В селе Ирма можно осмотреть памятник знаменитому русскому историку Николаю Чичурину – здесь он жил и работал, но, к сожалению, дом его не сохранился.
  • Кирилло-Белозёрский мужской монастырь долгое время был центром православия на Русском Севере.
  • Ферапонтов монастырь содержит фрески XVI века.

Во время создания водной системы некоторые территории были затоплены. Теперь здесь организуются водные экскурсии.

Экономическое и стратегическое значение канала

После капитальной реконструкции канала здесь разрешено судоходство для судов с грузоподъёмностью не более 5 тыс. тонн. Но и это уже – цифра значительная. Скорость прохождения увеличилась более чем в три раза. Появилась возможность производить прямые перевозки с Кольского полуострова. Многие населённые пункты после строительства Волгобалта обрели вторую жизнь.

Экология

Бурное развитие промышленности в прошлом веке на берегах канала привело в некоторых местах к загрязнению местных вод. Особенно этому способствовали целлюлозно-бумажные производства. Но в девяностые годы многие из этих предприятий канули в Лету, и экологическая обстановка улучшилась.

Флора и фауна

Природа на берегах Волго-Балтийского пути характерна для Русского Севера. Преобладают леса хвойные и смешанные. Из хвойных деревьев преимущественно растёт ель. Причём, деревья не стоят сплошной стеной, как в Сибири, между ними до земли проникают лучи солнца. Поэтому местность покрыта мхом, лишайниками и многими видами ягод. В поймах много кустарников

Волго-Балтийский водный путь
На берегах Волго-Балтийского пути преобладают хвойные и смешанные леса

На берегах встречается много средних и мелких хищников. Но встречаются и медведи, правда, не очень часто. Зато рядом со здешними болотами водится много змей. Поэтому самостоятельные пешие прогулки в незнакомых местах туристам здесь совершать не рекомендуется.

Гидроузлы и шлюзы Волго-Балта

На этом водном пути находится ряд крупных шлюзов. Изначально все они деревянные, но после реконструкции в шестидесятые годы их выполнили уже из бетона:

  • Нижне-Свирский находится на высоте 17.3 м над уровнем моря.
  • Верхне-Свирский шлюз поднят на 32,, 6 м.
  • Рядом с Вытегорским шлюзом расположена Вытегорская ГЭС.
  • Рядом с Белоусовским – Белоусовская.
  • Новинковский шлюз имеет напор 16, 7 м.
  • Шексинский гидроузел объединяет сразу несколько шлюзов и Шекснинскую ГЭС.
Деревянный шлюз
Изначально шлюзы Волго-Балтийского пути все были деревянными

В одном месте Волгобалт частично совпадает с рекой Вытегра, минует речной Пахомовский гидроузел и впадает в Рыбкинское водохранилище.

Судоходство

Уже говорилось, что в Волгобалт допускаются суда грузоподъёмностью до 5 000 т. Крупные суда идут прямо по озёрам, плавсредства поменьше – по обводным каналам. Обычно суда в этих местах судоходные, но проходит и буксировка плотов.

Для народного хозяйства особенно важно перемещение по каналу следующих грузов:

  • железорудный концентрат доставляется на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова;
  • оттуда же вывозятся хибинский апатит, карельский гранит и диабаз;
  • из Архангельской и Вологодской областей на юг страны доставляются лес и пиломатериалы;
  • с Волги в танкерах идут нефтегрузы на экспорт.
Танкер на Волге
Танкер Волгонефть

По каналу проложено много пассажирских маршрутов. Из Санкт-Петербурга водным путём можно добраться не только до Москвы, но и до самой Астрахани.

Переправы между берегами

На каждом гидрографическом объекте Волго-Балтийского канала обустроены пешие мостовые переходы или проезды. В других местах есть 12 паромных переправ. Они успешно перевозят с одного берега на другой и людей, и транспортные средства.

Туризм

За период навигации в прошлом году по этой водной артерии было перевезено более пятисот тысяч круизных пассажиров. Это на четверть больше результатов 2021 года. Совершено пять с лишним тысяч рейсов пассажирских судов.

Самые крупные круизные суда на канале – «Александр Грин», «Сергей Есенин», «Господин Великий Новгород». В прошлом году к ним присоединилась «Принцесса Анабелла».

Состояние и перспективы развития

В девяностых годах развитие Волго-Балтийского пути практически остановилось, средства с большим трудом выделялись лишь на поддержку рабочего состояния гидротехнических сооружений. Плюс к этому, резко сократилась перевозка грузов и количество туристических круизов.

Ситуация изменилась в 2007 году. За счёт Инвестиционного фонда страны было принято решение об очередной реконструкции канала. Проект был оценен в 8 миллиардов рублей.

В прошлом году Правительство РФ приняло распоряжение о включении в состав Волго-Балтийского пути рек Мойка и Фонтанка, Крюков канала и канала Грибоедова, а также Кронверкского пролива. Сейчас происходит обустройство этих водных объектов, на них будет осуществляться портовый и таможенный контроль.

Ведутся работы по установлению единой глубины канала на новых водных артериях пути. В этом году планируется завершить работы по обеспечению гарантированной глубины от Старой Ладоги до Великого Новгорода. Она составит 2,4 м.

Волго-Балтийский канал развитие
На Волго-Балтийском канале ведутся работы по установлению единой глубины

Улучшение Волго-Балтийского канала

Процесс улучшения этой водной артерии шёл практически постоянно. Особенно это стало заметно в советское время. Ещё в тридцатые годы прошлого века на реке Свирь построили два новых шлюза, на реке Шексна – три. Плановое благоустройство в больших масштабах прошло в шестидесятые годы. 5 июня 1964 года был сдан фактически новый Волго-Балтийский канал. Почти сорок старых деревянных шлюзов заменили семью новыми, бетонными.

Современный маршрут нового водного пути иногда отклоняется от Мариинской системы Северная часть проходит по прежнему руслу реки Вытегры. А южный поток следует вдоль Шексны.

Сейчас ведутся активные работы по увеличению длины русла всей системы и её глубины. Некоторые участки планируется эксплуатировать круглогодично.

Некоторые попытки человека изменить состояние и маршрут водных артерий планеты закончились чуть ли не катастрофически. Достаточно вспомнить многочисленные эксперименты с Аральским морем, которые Арал фактически уничтожили. Строительство Ириклинской ГРЭС привело, в конце концов, к резкому падению уровня воды в Урале. Но Волго-Балтийский канал, несмотря на затопление определённых территорий, всё-таки оказался удачным проектом. Создание единого водного пути с севера на юг европейской части России стало важной вехой в развитии экономики страны и способствовало развитии туризма в регионе.

Какие достопримечательности на берегах Волго-Балтийского канала вы бы хотели посмотреть?

Оцените статью
Все про воду
Добавить комментарий

  1. Вера

    Классный канал. Какие огромные суда по нему ходят, даже пассажирские! Только на начало его строительства долго что-то раскачивались – почти целый век после указа Петра Первого. Странно, что при нем не начали.

    Ответить
  2. Михаил

    Весь мир боится глобального потепления, а я наоборот его жду с нетерпением. Ведь тогда по нашим рекам и каналам можно будет ходить круглый год, тогда никакие дороги не понадобятся.

    Ответить
  3. Евгения

    Пётр I в прямом смысле прорубил окно в Европу! Я как то из уроков истории не запомнила вообще всей масштабного этого проекта! Сейчас вот почитала статью и прямо захотелось эту тему повнимательнее изучить!

    Ответить
  4. Алекс

    Вообще это уникальный водный транспортный коридор, который соединяет Балтийское и Каспийское моря. Уникальное техническое сооружение с учетом водного пути, шлюзов и гидроузлах канала. Кто видел этот тот меня поймет.

    Ответить
  5. Дима

    Вообще одной из интересных особенностей этого водного пути являются шлюзы и гидроузлы, которые позволяют подниматься и спускаться с разных уровней, преодолевая перепады высот. Это впечатляющее зрелище я вам скажу, особенно когда корабль входит в шлюз, а вода начинает подниматься или опускаться, чтобы позволить судну пройти через перепад высоты.

    Ответить
  6. Вероника

    Можно купить круиз по Волгу-Балту и посмотреть на канал собственными глазами, должно быть интересно. Мне посчастливилось побывать на острове Валаам, добирались туда из Сортавалы.

    Ответить
  7. Полина

    Захотелось пересмотреть карту, чтобы увидеть это соединение Волги и Балтики. Получается Волга соединяет собой два моря и является важнейшим товарным тире экономическим путем.

    Ответить