После постройки Санкт-Петербурга Россия получила выход к Балтике – знаменитое петровское окно в Европу. Однако богатеющий Санкт-Петербург не был связан водными путями с Азией. Ближайшей судоходной рекой, которая несла свои воды до самого Каспия, была Волга. Но с бассейном Балтийского моря её ничего не соединяло. Кроме того, Санкт-Петербург не имел водной связи с внутренней европейской частью России, через которую протекала Волга, это затрудняло товарооборот и в самом государстве. Пётр I принял решение о строительстве искусственного соединения между бассейнами Каспия и Балтики. Так начал зарождаться Волго-Балтийский канал.
- Волго-Балтийский канал на карте России
- История строительства Волго-Балтийского речного пути
- Достопримечательности на берегах
- Экономическое и стратегическое значение канала
- Экология
- Флора и фауна
- Гидроузлы и шлюзы Волго-Балта
- Судоходство
- Переправы между берегами
- Туризм
- Состояние и перспективы развития
- Улучшение Волго-Балтийского канала
Волго-Балтийский канал на карте России
Если строго следовать географическому описанию, канал – это не вся водная цепь от Балтики до Волги. Он является лишь частью Волго-Балтийского водного пути, который включает в себя не только искусственные гидротехнические сооружения, но и естественные водоёмы:
- Рыбкинское и Шексинское водохранилища;
- Онежское озеро;
- Реку Свирь;
- Ладожское озеро;
- Реку Нева.
Непосредственно Волго-Балтийским каналом можно считать участок этого водного пути между Череповцом и Онежским озером. Длина его – 367 км.
История строительства Волго-Балтийского речного пути
В 1703 году Пётр I подписал указ о начале строительства водной артерии между реками Цна и Терца. В этом месте и сейчас проходит водораздел между бассейнами Балтики и Волги, которые император задумал соединить, чтобы создать единую водную транспортную систему в европейской части страны от севера до юга.
Чтобы понять, что такое водораздел, нужно сначала пояснить, что такое бассейн реки или моря. Каждая река имеет свои притоки, ручьи, родники и пр. Всё вместе это составляет водосбор водоёма, его бассейн. У каждой крупной реки он свой.
Притоки, которые образуют этот бассейн, обычно стекают с какой-то возвышенности или хребта. Но с противоположной стороны этого же хребта ручьи и притоки стекают уже в другую сторону и образуют бассейн другой реки. Такой хребет находится на границе двух бассейнов и называется водоразделом.
Водораздел между бассейнами Волги и Балтийского моря проходит именно в том месте, где Пётр планировал проложить канал. Это – небольшой хребет высотой в 85 м со стороны Онежского озера и 14 м – со стороны волжского бассейна.
Начало строительства канала затянулось надолго – к нему приступили только в 1799 году, уже при императоре Павле I. Деньги на осуществление проекта позаимствовали из бюджета воспитательных учреждений, которые курировала императрица Мария Фёдоровна. В 1810 году канал был торжественно открыт и стал называться Мариинским, а вся система рек, озёр и этого канала стала именоваться Мариинской.
Ширина искусственного водоёма составляла 15 м. Перед началом 1811 года на канале действовало 28 шлюзов из дерева и 3 полушлюза. Ещё были построены плотины, водоспуски и подъёмные мосты.
Длина системы составляла 1124 км, Она протянулась от питерского порта до Балтики. Но вскоре стала быстро ветшать, размеры шлюзов не позволяли пропускать большое количество судов – систему пришлось постоянно ремонтировать и совершенствовать с помощью новых шлюзов и обводных каналов.
В начале тридцатых годов прошлого века стали разрабатывать генеральный план реконструкции Волгобалта, но быстро этим планам сбыться было тоже не суждено, – помешала война. Только в 1964 году Волго-Балтийский канал был сдан в эксплуатацию в обновлённом виде. Однако улучшение этого водного пути продолжается и по сей день.
Достопримечательности на берегах
На берегу реки Шексны, которая входит в Волгобалт, стоит село Горицы. Ещё в XVI веке княгиня Ефросинья Старицкая основала здесь Воскресенский монастырь. Место и сейчас очень интересное, хранящее много тайн, но, к сожалению, основные туристические маршруты по каналу его обходят, И зря – сюда ссылали знатных женщин, которые были неугодны власти. По злой иронии судьбы и сама княгиня позже была пострижена в монахини и отправлена сюда до конца жизни. Иван Грозный отослал сюда четвёртую жену Анну. Сюда же была выслана дочь Бориса Годунова.
На левом берегу Шексны стоит единственная в России церковь на воде – храм Рождества Христова. Её ещё можно увидеть в фильме Василия Шукшина «Калина красная».
На Онежском озере следует обязательно посетить музей-заповедник в селе Кижи. Здесь находятся древние памятники архитектуры, быта, иконописи.
Пожалуй, наиболее сильное впечатление оставляет посещение острова Валаам. Древние скиты словно заставляют путешественника прикоснуться к истории.
Есть и ещё несколько интересных мест, которые рекомендуется посетить:
- В селе Ирма можно осмотреть памятник знаменитому русскому историку Николаю Чичурину – здесь он жил и работал, но, к сожалению, дом его не сохранился.
- Кирилло-Белозёрский мужской монастырь долгое время был центром православия на Русском Севере.
- Ферапонтов монастырь содержит фрески XVI века.
Во время создания водной системы некоторые территории были затоплены. Теперь здесь организуются водные экскурсии.
Экономическое и стратегическое значение канала
После капитальной реконструкции канала здесь разрешено судоходство для судов с грузоподъёмностью не более 5 тыс. тонн. Но и это уже – цифра значительная. Скорость прохождения увеличилась более чем в три раза. Появилась возможность производить прямые перевозки с Кольского полуострова. Многие населённые пункты после строительства Волгобалта обрели вторую жизнь.
Экология
Бурное развитие промышленности в прошлом веке на берегах канала привело в некоторых местах к загрязнению местных вод. Особенно этому способствовали целлюлозно-бумажные производства. Но в девяностые годы многие из этих предприятий канули в Лету, и экологическая обстановка улучшилась.
Флора и фауна
Природа на берегах Волго-Балтийского пути характерна для Русского Севера. Преобладают леса хвойные и смешанные. Из хвойных деревьев преимущественно растёт ель. Причём, деревья не стоят сплошной стеной, как в Сибири, между ними до земли проникают лучи солнца. Поэтому местность покрыта мхом, лишайниками и многими видами ягод. В поймах много кустарников
На берегах встречается много средних и мелких хищников. Но встречаются и медведи, правда, не очень часто. Зато рядом со здешними болотами водится много змей. Поэтому самостоятельные пешие прогулки в незнакомых местах туристам здесь совершать не рекомендуется.
Гидроузлы и шлюзы Волго-Балта
На этом водном пути находится ряд крупных шлюзов. Изначально все они деревянные, но после реконструкции в шестидесятые годы их выполнили уже из бетона:
- Нижне-Свирский находится на высоте 17.3 м над уровнем моря.
- Верхне-Свирский шлюз поднят на 32,, 6 м.
- Рядом с Вытегорским шлюзом расположена Вытегорская ГЭС.
- Рядом с Белоусовским – Белоусовская.
- Новинковский шлюз имеет напор 16, 7 м.
- Шексинский гидроузел объединяет сразу несколько шлюзов и Шекснинскую ГЭС.
В одном месте Волгобалт частично совпадает с рекой Вытегра, минует речной Пахомовский гидроузел и впадает в Рыбкинское водохранилище.
Судоходство
Уже говорилось, что в Волгобалт допускаются суда грузоподъёмностью до 5 000 т. Крупные суда идут прямо по озёрам, плавсредства поменьше – по обводным каналам. Обычно суда в этих местах судоходные, но проходит и буксировка плотов.
Для народного хозяйства особенно важно перемещение по каналу следующих грузов:
- железорудный концентрат доставляется на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова;
- оттуда же вывозятся хибинский апатит, карельский гранит и диабаз;
- из Архангельской и Вологодской областей на юг страны доставляются лес и пиломатериалы;
- с Волги в танкерах идут нефтегрузы на экспорт.
По каналу проложено много пассажирских маршрутов. Из Санкт-Петербурга водным путём можно добраться не только до Москвы, но и до самой Астрахани.
Переправы между берегами
На каждом гидрографическом объекте Волго-Балтийского канала обустроены пешие мостовые переходы или проезды. В других местах есть 12 паромных переправ. Они успешно перевозят с одного берега на другой и людей, и транспортные средства.
Туризм
За период навигации в прошлом году по этой водной артерии было перевезено более пятисот тысяч круизных пассажиров. Это на четверть больше результатов 2021 года. Совершено пять с лишним тысяч рейсов пассажирских судов.
Самые крупные круизные суда на канале – «Александр Грин», «Сергей Есенин», «Господин Великий Новгород». В прошлом году к ним присоединилась «Принцесса Анабелла».
Состояние и перспективы развития
В девяностых годах развитие Волго-Балтийского пути практически остановилось, средства с большим трудом выделялись лишь на поддержку рабочего состояния гидротехнических сооружений. Плюс к этому, резко сократилась перевозка грузов и количество туристических круизов.
Ситуация изменилась в 2007 году. За счёт Инвестиционного фонда страны было принято решение об очередной реконструкции канала. Проект был оценен в 8 миллиардов рублей.
В прошлом году Правительство РФ приняло распоряжение о включении в состав Волго-Балтийского пути рек Мойка и Фонтанка, Крюков канала и канала Грибоедова, а также Кронверкского пролива. Сейчас происходит обустройство этих водных объектов, на них будет осуществляться портовый и таможенный контроль.
Ведутся работы по установлению единой глубины канала на новых водных артериях пути. В этом году планируется завершить работы по обеспечению гарантированной глубины от Старой Ладоги до Великого Новгорода. Она составит 2,4 м.
Улучшение Волго-Балтийского канала
Процесс улучшения этой водной артерии шёл практически постоянно. Особенно это стало заметно в советское время. Ещё в тридцатые годы прошлого века на реке Свирь построили два новых шлюза, на реке Шексна – три. Плановое благоустройство в больших масштабах прошло в шестидесятые годы. 5 июня 1964 года был сдан фактически новый Волго-Балтийский канал. Почти сорок старых деревянных шлюзов заменили семью новыми, бетонными.
Современный маршрут нового водного пути иногда отклоняется от Мариинской системы Северная часть проходит по прежнему руслу реки Вытегры. А южный поток следует вдоль Шексны.
Сейчас ведутся активные работы по увеличению длины русла всей системы и её глубины. Некоторые участки планируется эксплуатировать круглогодично.
Некоторые попытки человека изменить состояние и маршрут водных артерий планеты закончились чуть ли не катастрофически. Достаточно вспомнить многочисленные эксперименты с Аральским морем, которые Арал фактически уничтожили. Строительство Ириклинской ГРЭС привело, в конце концов, к резкому падению уровня воды в Урале. Но Волго-Балтийский канал, несмотря на затопление определённых территорий, всё-таки оказался удачным проектом. Создание единого водного пути с севера на юг европейской части России стало важной вехой в развитии экономики страны и способствовало развитии туризма в регионе.
Какие достопримечательности на берегах Волго-Балтийского канала вы бы хотели посмотреть?
Классный канал. Какие огромные суда по нему ходят, даже пассажирские! Только на начало его строительства долго что-то раскачивались – почти целый век после указа Петра Первого. Странно, что при нем не начали.
Весь мир боится глобального потепления, а я наоборот его жду с нетерпением. Ведь тогда по нашим рекам и каналам можно будет ходить круглый год, тогда никакие дороги не понадобятся.
Пётр I в прямом смысле прорубил окно в Европу! Я как то из уроков истории не запомнила вообще всей масштабного этого проекта! Сейчас вот почитала статью и прямо захотелось эту тему повнимательнее изучить!
Вообще это уникальный водный транспортный коридор, который соединяет Балтийское и Каспийское моря. Уникальное техническое сооружение с учетом водного пути, шлюзов и гидроузлах канала. Кто видел этот тот меня поймет.
Вообще одной из интересных особенностей этого водного пути являются шлюзы и гидроузлы, которые позволяют подниматься и спускаться с разных уровней, преодолевая перепады высот. Это впечатляющее зрелище я вам скажу, особенно когда корабль входит в шлюз, а вода начинает подниматься или опускаться, чтобы позволить судну пройти через перепад высоты.
Можно купить круиз по Волгу-Балту и посмотреть на канал собственными глазами, должно быть интересно. Мне посчастливилось побывать на острове Валаам, добирались туда из Сортавалы.
Захотелось пересмотреть карту, чтобы увидеть это соединение Волги и Балтики. Получается Волга соединяет собой два моря и является важнейшим товарным тире экономическим путем.