Аденский залив – место контрастов, парадоксов и труднообъяснимых явлений. Периодически здесь безнаказанно хозяйничают сомалийские пираты, хотя их отлавливают армии десятков стран мира. Здесь неожиданно возникают гигантские водовороты с магнитными бурями. Регулярно в этих местах зарождаются военные конфликты. Но, несмотря на это, по акватории ежедневно длинной вереницей движутся суда, особенно танкеры с нефтью из другого залива – Персидского. Аденский залив – часть короткого пути из стран Ближнего Востока и Индийского океана в Средиземное море Европы.
Где находится Аденский залив на карте мира, Африки
Римляне, греки и арабы издавна стремились попасть в Азию и Индийский океан морским путём. Делать это, огибая африканский континент, было долго и дорого. Проще было добираться до Красного моря по суше и потом отправляться в плавание.
Но и такое путешествие было не очень удобным до строительства Суэцкого канала. После того, как это уникальное гидротехническое сооружение вступило в строй, открылся беспрепятственный водный путь из Средиземного моря в Красное. А дальше был Аденский залив и выход в Аравийское море. Залив находится между полуостровом Африканский рог и Аравийским полуостровом.
Ежегодно акваторию пересекают 20 000 судов. В основном, это сейчас нефтеналивные танкеры, но есть и много азиатских торговых судов. Оживились и туристические маршруты, множество лайнеров доставляют туристов в Индийский океан и обратно. Значение акватории для мировой торговли переоценить трудно.
Аденский залив на карте: географическое расположение
Чтобы найти эту акваторию на карте, следует сначала отыскать Индийский океан. На западной его стороне находится Аравийское море, органично входящее в океанский бассейн. А, в свою очередь, частью и продолжением Аравийского моря является Аденский залив. С юга он обходит Аравийский полуостров, а с запада – Африку. Протяжённость водоёма – 890 км. С Красным морем он соединяется не сразу, смычкой стал Баб-эль-Мандебский пролив.
Ни в Аденский залив, ни в Красное море реки не впадают. Но, между тем, максимальная глубина залива превышает 3,6 тыс метров.
Происхождение названия
Современное обозначение акватории историческим не считается: в трудах древнего курдского географа Абу-ль-Фида залив называется Берберийским. Это же подтверждает арабский мореход Ибн Маджид. Некогда самым крупным в акватории был сомалийский порт Берберы, его по праву считали сомалийской торговой столицей. Однако на сегодняшний день порт почти перестал существовать, по крайней мере, торговые суда из других стран туда не заходят.
Дело в том, что сегодня Сомали единым государством практически не является. В результате постоянных междоусобных войн между различными племенами страна распалась на отдельные княжеские территории, которыми управляют вожди, набобы, князьки. Попытки США навести здесь хоть какой-то порядок только усилили распри.
Сейчас экономика Сомали находится в плачевном состоянии. Местные жители в основном занимаются сельским хозяйством. О какой-то международной торговле и речи быть не может, значит, и портах говорить бесполезно. А если прибавить сюда ещё и активность сомалийских пиратов, называть залив Берберским несколько даже кощунственно.
Порт Аден дать имя водоёму заслужил гораздо больше. Это древний город в Йемене, который находится на берегу естественной гавани. Интересно, что она представляет собой кратер потухшего вулкана.
Рядом с Аденом находится нефтеперерабатывающий завод с причалом для танкеров. Раньше они были собственностью компании British Petroleum, но в конце семидесятых годов предприятие национализировало правительство Йемена.
В своё время город был столицей Йеменской Народной Демократической Республики, но утратил этот статус после объединения Йемена. Зато Аден объявили зоной свободной торговли. А залив во всём мире стал именоваться Аденским.
География
Эта глубоководная акватория омывает Йемен, Сомали и Джибути. С Красным морем соединяется через Баб-эль-Мандебский пролив, являясь частью пути через Суэцкий канал. Площадь водной поверхности – 70 кв. км.
Западная оконечность акватории между Джибути и Йеменом имеет ширину всего 20 км. А вот на востоке между Сомали и Йеменом это значение доходит уже до 500 км.
На месте соединения Красного моря и Аденского залива (если не брать во внимание пролив) находится множество коралловых рифов. По разным подсчётам их здесь более 120 видов. Можно встретить разветвлённые мангровые заросли – это прибрежная растительность с мощной корневой системой. Поэтому береговая линия залива прочная и постоянная.
Порты
Об Адене уже было сказано. Вторым по значению считается порт Эль-Мукалла. Он находится около слияния залива с Аравийским морем. В середине прошлого века гавань находилась в черте старого одноимённого города, сюда доставлялись товары из Аравии на мелких судёнышках. Но сейчас в нескольких километрах от города построен новый современный порт, он способен принимать суда длиной до 150 м.
Здесь находится крупнейшая в регионе цементная фабрика, которая принимает сырьё с Омана. Для этого в порту оборудованы вместительные цистерны.
Есть причал для приёма нефтепродуктов и отдельное место для стоянки рыболовных судов. Одновременно принимается не более 2 крупных танкеров.
Особенно стоит отметить, что в Йемене все порты и гавани, даже небольшие, управляются государственной корпорацией. В стране вообще экономика жёстко контролируется государством.
Порт Джибути, как правило, отправляет по морю грузы из соседней Эфиопии. Однако несколько причалов используют в качестве баз ВМС иностранных государств. Джибути – международный заправочный центр для судов.
Уже говорилось о том, что порт Бербера практически не действует из-за сложной политической обстановки в стране. Но Эфиопия, не имеющая своего выхода к морю, им по договорённости пользуется.
Экономическое значение
Через залив проходит 11% добытой в мире нефти. Только одно это делает его важнейшей транспортной артерией. В древности акватория использовалась Египтом и Римом для торговли с Индией и Китаем. Большим спросом на рынке тогда пользовались ладан из Сомали и Йемена и панцири черепах.
Сейчас через залив по-прежнему в Европу завозятся азиатские товары, и не только экзотические. Промышленность Китая может поставлять практически всё.
В заливе по-прежнему хорошо развита рыбная ловля. Традиционен промысел жемчуга среди ныряльщиков. К сожалению, пиратство и большое присутствие военных в регионе мешает развиваться туристической отрасли.
Если сделать регион более мирным и спокойным, Аденский залив вполне может стать местом экзотических экскурсий, как, например, Красное море. Но, к сожалению, до сих пор в мире есть влиятельные политические силы, для которых напряжённость на Ближнем востоке и вокруг него выгоднее добрососедских отношений.
А что Вам известно об Аденском заливе? Поделитесь интересными фактами!