Если бы на этом водном пути не было сомалийских пиратов, тут наверняка разбойничал бы кто-то ещё. Это место словно специально создано для того, чтобы нападать на проходящие суда. Акватория по морским меркам узкая, относительно мелкая, фарватер не оставляет много места для манёвра. И главное – другого пути, по которому можно было бы за короткое время добраться из Персидского залива в Европу, нет. Это место – Баь-эль-Мандебский пролив. Он соединяет Красное море и Аденский залив.
Общие сведения о Баб-Эль-Мандебском проливе: где находится на карте мира, что разделяет и соединяет
Баб-эль-Мандебский пролив – водная нить, которая находится между Аравийским полуостровом и северо-восточной частью Африки. Географические данные этой водной артерии следующие:
- протяжённость пролива составляет 109 км;
- ширина разная: от 26 до 90 км;
- самая большая глубина на фарватере – 182 м.
Почти в самом центре пролива расположен остров Перим. Он разделяет водную гладь на два прохода для судоходства – Большой и Малый. Большой арабы называют Дакт-эль-Маюн, его ширина 25 км.
Малый ещё именуют проливом Александра, но ширина его гораздо уже – всего 3 км. Сам остров имеет вулканическое происхождение. Здесь находится маяк, высота которого составляет 24 м. Площадь этой части суши – 13 кв км.
Но люди здесь не живут – нет пресной воды.
Таким образом, Баб-эль-Мандебский пролив на карте расположен между континентом Африка и Аравией. В бассейне Индийского океана он расположен между Красным и Аравийском морями и является их соединительной артерией.
Именно из-за своей относительной узости (по сравнению с морями) эта артерия имеет две главные уязвимые особенности. Первая состоит в том, что прохождение пролива для больших нефтяных танкеров представляет определённые сложности.
Достаточно ошибиться в выборе фарватера или потерять возможность управления судном из-за поломки, и этот фарватер будет наглухо перекрыт, причём, надолго. А в деле перевозки нефти каждый лишний час стоит немалых денег. Вторая состоит в определённой беззащитности от нападения. Что мы, собственно, периодически и наблюдаем со стороны Сомали.
Врата слез и скорби: почему пролив носит такое название
Выражение «бабэльмандебский» переводится с арабского как «ворота скорби». Есть две основные версии происхождения этого названия. Первая связана с разделением Сомалийского и Аравийского полуостровов, в результате чего, собственно, пролив и появился. Процесс разлома произошёл из-за сильного землетрясения, во время которого погибло множество людей. В память о них пролив и был назван.
Вторая версия – не менее трагическая. Из-за большой сложности фарватера в прежние времена, когда уровень мирового океана был ниже, в проливе терпело бедствие большое количество судов. Соответственно, погибали и моряки. По некоторым данным сегодня на дне пролива покоится более 10 тысяч кораблей различного класса и вместимости. И скорби в этих местах накопилось, конечно, немало.
Впрочем, некоторые историки уверены, что всё гораздо проще. Выгодное положение пролива в качестве торгового пути всегда привлекало тех, кто этим путём хотел обладать. В результате в этих местах постоянно возникали кровавые стычки. Отсюда и скорбь.
История открытия
Считается, что первые люди проплывали по проливу ещё 130 тыс лет назад. Они достигли Индийского океана и стали предками папуасов и маланезийцев. Через некоторое время первые поселенцы достигли и Австралии. Впрочем, через пролив происходило расселение человечества из Африки и в другую сторону. Примерно 50 тыс. лет назад так древними людьми была освоена окончательно вся Евразия.
Географически канал был открыт, скорее всего, древними египтянами. Есть сведения, что одна из их экспедиций вышла из Суэцкого залива, миновала Красное море и, в конце концов, оказалась в Аденском заливе. Без прохождения пролива, о котором идёт речь, это сделать было бы невозможно.
А вот европейцы припозднились – они оказались в здешних местах только в XVI веке. Португальский адмирал Альфонс де Альбукерки добрался до Перима, высадился на острове и обследовал его. Португальцы, сразу осознав важность пролива в торговом отношении, первыми развязали здесь и серию войн.
Во времена расцвета Оттоманской империи эту водную артерию контролировали турки. Потом пролив взяли под опеку французы и господствовали в этих местах почти до начала XIX века. После них выгодный торговый путь перешёл во владение Ост-Индийской компании.
Британцы были здесь хозяевами до 1967 года. И только потом восточные берега пролива стали принадлежать Йемену, когда это государство обрело независимость.
Сегодня Баб-эль-Мандебский пролив – важнейшая часть транспортных торговых артерий планеты. Через него танкеры доставляют нефть из Персидского залива в Европу. А европейские суда имеют возможность за относительно короткое время попадать в Индию, Юго-Восточную Азию и Австралию.
Климат и погода, географическое положение
Места здесь жаркие, снежной зимы нет и в помине. Но муссоны с Индийского океана делают воздух относительно прохладным. Правда, и очень влажным тоже. Ещё муссоны дважды в год приносят большое количество осадков. Это происходит в мае и в августе.
Зима здесь – самое «холодное» время года. Температура составляет 22-25 градусов тепла. Весна начинается в начале марта и длится почти два календарных месяца. Температура начинает повышаться – вот и все весенние признаки.
Если не считать (что было бы правильно), что лето здесь – круглый год, теоретически летними месяцами в здешних местах называют период с мая по октябрь. А самые жаркие – июль и август. Температура воздуха в проливе в эти дни поднимается до 38 градусов. Испарение воды с моря настолько повышает влажность воздуха, что бельё на палубе корабля невозможно высушить.
Осенью температура несколько понижается. Заодно и сокращается количество осадков. К местной зиме их количество фактически снижается до нуля.
Экономика региона
Сегодня в плане навигации прохождение нефтеналивных танкеров по проливу уже не представляет такой большой сложности, как раньше. Но всё равно здесь периодически случаются ситуации, когда какое-то судно перегораживает пролив и на определённое время фактически прекращает движение судов.
Получается своеобразное «бутылочное горлышко», организацией движения в котором занимается Йемен.
Противоположный берег занимает, в основном, Сомали. Представители этой страны организацией движения судов не занимаются, скорее, наоборот. Да и страны, в сущности, сейчас нет. Есть ряд территорий, которые контролируют различные вооружённые формирования. Причём экономика на этом берегу практически отсутствует. Единственное, чем ещё занимаются местные жители – сельское хозяйство. И то почти только для собственных нужд.
Со стороны Йемена следует отметить рыбопромышленный комплекс в Ходейде. Он был построен при помощи СССР и успешно функционирует до сих пор. Здесь же экспортируется кофе (кстати, хорошего качества), хлопок и финики. В последнее время из Йемена в больших масштабах стало поставляться кожевенное сырьё.
В целом в стране хорошо развито деревообрабатывающее и хлопчатобумажное производство. Пытается занять свою нишу Йемен и в судостроении.
Достопримечательности
Недалеко от острова Перим рекомендуется обязательно посмотреть 7 утёсов Сауба. Их ещё называют Высокими братьями. Самый большой из этих братьев имеет «рост» 180 см. Когда не было маяка, утёсы Сауба были заметным и надёжным ориентиром.
В Ходейде есть не только рыбопромышленный комплекс. Интересно посетить Ворота Слёз и Скорби, а также Большую мечеть.
Есть ряд достопримечательностей в Джибути, Это небольшая страна между Эфиопией и Сомали, которая тоже занимает место на берегу пролива. Здесь стоит посмотреть на несколько объектов:
- очень колоритна мечеть Хамуди;
- вполне современен парк отдыха Лагард.
Пляжи достопримечательностями бывают далеко не всегда. Но в данном случае Херон и Сиеста этого определения в Джибути достойны.
Интересные факты о проливе
У этой водной артерии богатая история, поэтому и интересного здесь достаточно много:
- древние люди могли переходить пролив пешком, когда он был ещё мелким;
- начиная с XVI до середины XX века за контроль над каналом велись постоянные войны;
- с сомалийскими пиратами борьбу ведут постоянно, но иногда они всё-таки умудряются перекрыть пролив, в этих случаях суда, как в случаях с ГИБДД направляют «в объезд» – вокруг Африки;
- за день через пролив перевозят 3,3 млн баррелей нефти;
- на ранней стадии своего существования Баб-эль-Мандебский пролив был просто цепочкой отмелей;
- зимой поверхностное течение несёт воду в Красное море, и это течение не очень солёное;
- глубинное течение в проливе, наоборот, выносит воду из Красного моря, оно солью перенасыщено;
- даже в январе температура воды не опускается здесь ниже 18 градусов.
Нельзя сказать, что Баб-эль Мандебский пролив всё время пользовался популярностью у туристов. Всё-таки это, прежде всего, транспортная артерия. Но в последнее время число экскурсий сюда увеличилось. Проход через пролив становится безопаснее и проще. Поэтому и пропускная способность увеличивается, что остаётся только приветствовать.
А вы знали, где расположен Мандебский пролив?
Интересно конечно, стратегически важное место, огромное количество разных кораблей там проходит ежедневно. про Перим слышала, но не думала, что там нет пресной воды и никто не живет.
Не самый безопасный пролив, наверняка там не проходят судна которые могут быть не застрахованы и не защищены. Очень узкий конечно, не представляю даже мастерства капитанов которые там маневрируют.
Баб-эль-Мандебский пролив критически важен из-за своего стратегического положения. Он является ключевым узким местом на морских путях, через которые проходит значительная часть мирового транспорта и торговли нефтью. Контроль над проливом обеспечивает влияние на международные маршруты и может иметь геополитические и экономические последствия. Блокировка или нестабильность в этом регионе может повлиять на поставки нефти, влияя на мировой энергетический рынок и экономику.
Интересно, что Баб-эль-Мандебский пролив еще называют “вратами слез” из-за опасного плавания в древности. Этот пролив соединяет Красное море с Аденским заливом и играет огромную роль в морской торговле. Кстати, через него проходит граница между Африкой и Азией, круто же!