Богатство природных ресурсов Японии, невероятной красоты пейзажи манят тысячи туристов и мореплавателей. Японское море – это поистине уникальное место, где находятся не менее привлекательные географические объекты. В их число вошло немалое количество водоёмов, в частности акватория Сангарского пролива, который имеет стратегическое и экономическое значение.
Сангарский пролив на карте России между японскими островами Хонсю и Хоккайдо
Водный объект находится между двумя японскими территориями, он разделяет острова – Хонсю и Хоккайдо. Он также имеет второе имя – пролив Цугару, которое получил в честь одноименного полуострова, расположенного в северной части Хонсю. Наименование последнего произошло от племени, проживавшего в этой местности.
Общие характеристики приведены в таблице:
Название характеристики | Значение |
ширина, км | 18 – 110 |
длина, км | 96 |
глубина судоходной части, м | 110 – 490 |
Что соединяет пролив Цугару
Пролив является точкой соединения Японского моря и Тихого океана. Территориальные воды Японии раскинулись лишь на 3 мили от береговой линии вместо стандартных 12 морских миль.
Это сделано для того, чтобы корабли ВМС Соединённых Штатов Америки беспрепятственно пересекали водную магистраль. Поскольку они не заходят в воды Японии, то, соответственно, и не нарушают закон Страны восходящего солнца относительно запрета нахождения ядерного вооружения на территории Японии.
Характер и направление течения
Основное течение идёт с западной части на восток. Вместе с тем скорость движения водоёма в середине пролива составляет около трёх узлов. При этом оно имеет свойство разветвляться на несколько отдельных струй, которые время от времени меняют направление.
В некоторых случаях скорость может достигать 6,4 узла (11,8 км/час). В то же время приливная волна способна достичь 2 метров в секунду (7,2 км/час) .
Гидрология Сангарского пролива
Цугару пропускает через себя поток тёплых вод. Они образуются течением Цусимского пролива. Оттуда направляются в основном на север Страны восходящего солнца.
Цусимское течение представляет собой ветвь тёплого южного течения Куросио, который берёт начало у Филиппинских островов. Ежегодно оно приносит в Японское море примерно 60 тыс. куб. км тёплой воды. Когда течение достигает Хонсю, львиная доля его объёма (64%) уходит обратно в океан через Сангарский пролив.
Температура и климат
Впервые Сангарский пролив представлен на карте русским адмиралом И. Ф. Крузенштерном. С его южной стороны глубоко в сушу уходит залив Муцу, на котором находится город Аомори.
Берега, омываемые Сангарским проливом, гористы и устелены лесом. В прибрежной зоне острова Хоккайдо, которая относится к водной артерии, расположен город под названием Хакодате. В начале ХХ столетия этот населённый пункт являлся местом пребывания русского консульства.
Морской климат характеризуется не только тёплыми водами, но и появлением муссонов. В северном и западном районах холоднее, нежели в южной и восточной части. В зимние месяцы средние показатели температуры воздуха на севере составляют -20 градусов по Цельсию, а на юге +5 градусов по Цельсию. Летом дует влажный и тёплый воздух из северных районов Тихого океана.
В акватории есть немало хороших стоянок для морских судов, но при этом отсутствуют места, которые могли бы полностью закрыть от ветра. В зимнее время водоём не замерзает.
Температура воды:
- в летний период +20 оС;
- зимой +4 оС;
- среднегодовая температура в районе Сангарского пролива составляет приблизительно 9 оС.
Годовое количество осадков – 1 200 – 1 500 мм.
Тоннель Сэйкан
Под водой проходит тоннель Сэйкан – второй по длине в мире. Он уступает первенство лишь швейцарскому сооружению – это Готтардский базисный тоннель.
Сэйкан – это железнодорожная магистраль между островами Хоккайдо и Хонсю. Причиной его строительства стало отсутствие возможности возведения моста по ряду факторов:
- пролив чрезмерно глубокий – минимальная глубина составляет 100 метров;
- в нём часто наблюдаются тайфуны, которые забрали на дно акватории не один пассажирский паром.
Длина железнодорожного тоннеля Сэйкан достигает 53,85 км. При этом 23,3 километра уходит под воду.
Идея построить такое сооружение между Хонсю и Хоккайдо появилась ещё в 1939 году. Однако после поражения в войне у Страны восходящего солнца не было ни экономических, ни технических, ни трудовых ресурсов, поэтому реализацию проекта отложили на более благоприятное время. Но в итоге из-за особенностей климата Японии власти приняли решение возводить его под морской водой.
К 1964-му была построена так называемая «подземная галерея», которая соединяла два острова, но на возведение тоннеля и ввода в эксплуатацию проекта потребовалось ещё чуть более 20 лет. Преодолев трудности, например наводнение будущего на тот момент тоннеля в 1976-м, к 1983 году строители заложили железнодорожный путь, на котором были две колеи.
Открытие тоннеля Сэйкан для передвижения грузовых и пассажирских поездов состоялось 13 марта 1988 года. В конце марта 2016-го он стал доступен для высокоскоростных составов «Синкансэн», которые проезжали расстояние в 863 км между Токио и Хакодате (на о. Хоккайдо) всего лишь за 4 часа и 2 минуты.
Этот тоннель является не только техническим чудом послевоенной Японии, но и символом бурного развития страны. Ко всему прочему, помимо основного предназначения Сэйкан можно назвать культурным объектом.
Он позволяет туристам, прибывшим из разных уголков мира, испытать новые чувства и эмоции. Кроме того, жители и гости Японии могут увидеть, а также оценить по достоинству сходства и различия между двумя регионами Страны восходящего солнца.
Экономическое значение
Экономика региона тесно связана с Сангарским проливом. Более того, эта водная гладь – основной транспортный коридор для международной торговли и транспортировки грузов, в том числе из России. Важность водного объекта для перевозки продукции также связана с его географическим положением.
В прибрежной зоне пролива Цугару расположены следующие порты:
- Хакодате, который является пунктом базирования ВМС;
- Аомори – находится на острове Хонсю.
Также относительно недалеко расположены населённые пункты. Среди них оказались Саппоро и Юбари.
Сангарский пролив – это самый короткий водный путь для судов РФ, которые направляются из портов Приморья в Тихий океан и обратно. Кроме того, по нему могут беспрепятственно передвигаться корабли любых стран.
Достаточно долгий период времени рыболовство являлось основным видом экономической деятельности региона. Изначально ловили в основном сельдь и голубого тунца. Однако после окончания ВОВ этот вид морских обитателей почти исчез, поэтому на сегодняшний день основной промысел сосредоточен на таких видах:
- минтай;
- скумбрия;
- сардина;
- сайра;
- ставрида;
- треска;
- камбала;
- анчоусы.
Помимо всего вышеперечисленного ведётся добыча морепродуктов. Рыбаки, выходя на тихую охоту, вылавливают огромное количество креветок, трепангов и крабов.
Также для экономики немаловажное значение имеет марикультура. Пролив применяется для искусственного взращивания морского гребешка или мидий.
Вместе с тему существует ещё один вид деятельности, который является не менее популярным – производство морских водорослей. Более 90% всех морских водорослей выращивают на специальных фермах – они находятся в открытом море. К ним относятся нории, комбу, ламинария, а также ульва лактука.
Кроме того, воды Японии относятся к тектонически активным регионам с большим количеством подводных вулканов и хорошо развитыми процессами деструкции земной коры. Такая особенность обуславливает наличие месторождений полезных ископаемых с преобладанием фосфоритов, марганца и баритов.
В небольших объёмах добывают такие природные дары, как золото, серебро, медная и свинцово-цинковая руды. На островах Хоккайдо, через которые проходит Сангарский пролив, и Кюсю находятся угольные бассейны.
Недалеко от Сахалина и северной части Японии находятся месторождения нефти и газа. К нефтегазоносным относят нижнеплиоценовые, а также средневерхнемиоценовые отложения Японского моря, находящиеся на глубине приблизительно 3 км.
Всего в Японии открыто более 200 месторождений газа и нефти. Большинство из них находятся на острове Хонсю и в Японском море.
Территориальная акватория Японского моря, куда выходит пролив Цургару (он же Сангарский), поделена между прилегающими странами: Российской Федерацией, Японией, Северной Кореей и Южной Кореей. Права и обязанности прибрежных государств прописаны в Конвенции ООН (от 1982 года). Они включают разведку, разработку и бережное отношение к природным ресурсам, проведение научных исследований, а также защиту морской среды.
Пролив обладает своими уникальными особенностями и играет важную роль для фауны и флоры данного региона и всей экосистемы Тихого океана, в состав которого он входит. Кроме того, он имеет неоценимое значение для экономики Японии.
А что Вы знаете о Цугару? Поделитесь интересными фактами!
Круто, что затронули тему Сангарского пролива, мало кто знает, где он находится. С учетом изменений климата и таяния льдов в Арктике, этот пролив может стать еще более важным маршрутом для судоходства. Возможно, увеличится и политическое значение этого региона, так что интересно будет наблюдать за развитием событий.