К территории Турции относится пролив Дарданеллы, который имеет высокое стратегическое значение. Он известен также своим интересным прошлым, на территории этих вод проходило много важных исторических сражений и интересных событий.
- История названия
- Общая информация: какие моря соединяет пролив Дарданеллы в Турции
- Цифры
- Климат и погода
- Флора и фауна
- Экономика
- Где находится переход пролива Дарданеллы на карте мира, Евразии, контурной
- Морской
- Мосты
- Туннели
- Дарданеллы и основные сражения
- Как добраться
- Осмотр достопримечательностей
- Любопытные факты
История названия
В древние времена пролив носил совершенно другое название – пролив Геллеспонт. Если переводить с греческого, то получится «море Геллы». Такое имя объясняет древний античный миф.
Когда-то землями Фессалии правил царь Атамас. У него умерла жена. Достаточно быстро царь женился снова. Новая злая мачеха Ино поставила перед собой цель избавиться от близнецов Геллы и Фрикса. Нефеса уговорила бога Гермеса помочь малышам, он подарил им божественного златорунного овна, на котором близнецы и бежали.
Во время побега Гелла упала в воды пролива, где утонула. Фриксу осталось только оплакивать сестру. Именно по этой причине пролив длительный период называли «морем Геллы».
Современное название пролив получил в честь города Дардания, который находился рядом. Но и его существование основывается на античных мифах. В Турции имя пролива звучит, как «Чанаккале Богазы». Именно с таким названием на берегу Дарданелл располагается город.
Общая информация: какие моря соединяет пролив Дарданеллы в Турции
Пролив Дарданеллы является гордостью и славой всего населения Турции. Туристы стекаются сюда со всего мира, чтобы прикоснуться к местам боевой славы. Стоит отметить, что именно пролив Дарданеллы является самой главной достопримечательностью Турции.
Водами пролива Дарданеллы разделяются земли Галлипольского полуострова и северо-восточной части Малой Азии. С помощью него соединяются Эгейское и Мраморное моря. Затем они переходят в Средиземное.
Цифры
Пролив Дарданеллы – водный канал протяженностью в 62 км. Ширина различается по всей его длине: от 1,2 км до 7 км. Этот водный объект является наиболее узким во всем мире. Средняя глубина пролива составляет 55 м. Самая глубокая точка – 100 м.
Именно по этой причине пролив является опасным водным объектом для судоходства, несмотря на его важное экономическое и стратегическое значение. Так как это единственный пусть с Мраморного моря в Эгейское, а затем и Средиземное, корабли постоянно движутся по его водам. Опасность передвижения связана с узостью канала и рельефностью его берегов.
Так как соленость морей, которые соединяет пролив Дарданеллы, различные (Мраморное – 22,5-38%, Эгейское – 37-40%), то возникают течения разных направлений.
Правительством Турции ведется строительство подвесного моста для движения автомобилей. С его помощью получится быстро попадать из города Сакай в город Килитбахир.
Климат и погода
На территории этого водного объекта преобладает умеренный континентальный климат. В южной окраинной зоне он сменяется субтропическим. На погоду оказывает влияние холодный ветер с севера.
Основные показатели отображены в таблице.
Наименование | Значение |
Среднегодовая температура воздуха | +15°С |
Средняя температура воды | +14…18°С |
Объем осадков в год | 850 мм |
Относительная влажность воздуха | 71,5% |
В верхних слоях воды канала преобладает более пресная вода. Количество соли составляет около 18%. Такие показатели связаны с тем, что большую массу занимают черноморские воды. Во встречных глубинных водах показатели более высокие и составляют 38%.
Как уже было отмечено, территория пролива является важным объектом для мореходства, но эта зона очень сложная. Так как на этой территории постоянно наблюдаются туманы, сильные ветра, плохая видимость.
Флора и фауна
Природный и растительный мир мало отличается от средиземноморского. В водах водится много рыбы, часть из нее промысловая. Большую часть вылавливаемой рыбы составляет скумбрия.
Берега пролива однообразные. Европейские берега более увесистые, а на азиатские – более низкие, на них расположено много отмелей. На прибрежных возвышенностях встречается мало растительности: небольшие деревья и кустарники. Чаще всего встречаются сосны. Склоны гор обрабатываются местными жителями. На этой территории разбивают в основном оливковые рощи и виноградники.
Экономика
Пролив Дарданеллы редко упоминается без второго рядом расположенного природного канала Босфор. Они имеют огромное военное и экономическое значение сразу для нескольких стран. Каналы связывают Мраморное и Эгейское моря, выступая единственным судоходным путем между Средиземным и Черным морями.
У каналов международный статус, что обеспечивает международных торговых судов. По этим водам также перевозятся газ и нефть из России и Каспийского региона в страны Азии и Европы.
Имеет пролив и важное стратегическое значение. Военные планировщики контролируют судоходство, защищая интересы своих стран.
Самым главным пунктом пропуска через проливы является Турция, что влиет на отношения между государствами. У России свой интерес в контроле над проливами, так как страна через Черное море экспортирует большую часть нефти и газа. По этой причине российские войска участвовали в конфликте в Сирии, стремясь получить контроль над Средиземным морем через проливы Дарданеллы и Босфор.
Где находится переход пролива Дарданеллы на карте мира, Евразии, контурной
Несмотря на опасность вод пролива, есть масса способов, чтобы пересечь канал. На другую сторону можно попасть морским путем благодаря мостам или тоннелям.
Морской
По водам пролива Дарданеллы каждый день следуют многочисленные паромы: пассажирские и автомобильные. Также с берегов постоянно отправляют различные прогулочные и рыболовные суда. Лодки, катера и яхты принадлежат как государству, так и частным лицам.
По территории узкого водного объекта постоянно движутся различные международные коммерческие суда. Они совершают перевозки различных товаров. Это могут быть простые грузовые суда и танкеры.
Мосты
Через воды пролива проходит автомобильные и смешанные мосты. Это подвесные автомобильные и железнодорожные конструкции:
- мост мучеников, который был построен в 1973 году;
- мост Явуза Султана Селима был возведен в 2016 году (находится в северной части на расстоянии 4 км от выхода в Черное море).
Благодаря им легко совершить переход на другой берег на своем собственном автомобиле.
Туннели
За годы существования было выстроено 4 тоннеля, различного назначения.
- Туннель Мармарай. Это железнодорожное сооружение длиной 13,7 км, линия была открыта в 2013 году. Около 1400 м этой конструкции проходит под проливом на глубине 55 м.
- Евразийский туннель. Длина сооружения составляет 5,4 км. С его помощью соединяются берега между Гезтеме и Казличешме. Строительство длилось 5 лет с 2011 по 2016 годы.
- В восточной части пролива в 2011 году был построен Акведук.
- Также через пролив проходит несколько оптических волокон, которые соединяют со Стамбулом другие места.
Как видим, территория водного объекта Дарданеллы имеет важное значение.
Дарданеллы и основные сражения
Впервые в военных сражениях эта местность упоминается со времен Троянских войн (12 в. до н.э.). Причем, причины Троянской войны являются и сегодня объектом споров ученых, а развалины древнего города собирают каждый год множество туристов.
В 5 в. до н.э. постоянно проходили битвы греко-персидских воин. Царь Персии Ксеркс I использовал узость канала для сооружения своеобразных мостов из кораблей. Чтобы перейти войскам на территорию Греции использовались подобные сооружения в 2 местах канала. Всего ушло около 300 кораблей.
В 334 году до н.э. Александр Македонский начинал свои знаменитые свершения в Азии именно с этих мест. По Дарданеллам он переходил пролив из Греции.
В 15 веке происходило падение Византийской империи. С 1453 года происходило укрепление османов. Поэтому на берегах пролива соорудили две крепости – Килитбахир и Чименлик. Их основное назначение – отражать атаки византийцев.
В 1833 году, когда проходила Турецко-Египетская война, Россия встала на сторону Османской империи. В результате было заключено соглашение Ункяр-Искелесийское. Согласно ему Россия имела право проходить беспрепятственно по проливам Босфор и Дарданеллы. Но в 1841 году была подписана конвенция, которая отняла у России это право. Проходить по этому водному объекту могли только турецкие корабли. Османы в период первой Балканской войны около берегов канала были неоднократно разбиты, но в последствии своего преимущества больше не теряли.
Во время Первой мировой войны турецкое правительство снова было втянуто в конфликты за территорию Дарданелл. В 1915 году талантливый полководец и руководитель Черчилль планировал захватить территорию пролива. Но после неудачи он высадил свои войска на Галлипольском полуострове. Начались тяжелые затяжные сражения, участниками которых стали Франция, Турция, Англия, Австралия. Потеряно было в этих войнах более 300 тыс. человек. Одержала победу Османская армия, Черчилль ушел в отставку.
В кровопролитную борьбу были втянуты российские войска. Россия мечтала вернуть утраченные позиции. Страна включились в Первую Мировую войну, так как британское правительство пообещало в случае успеха операции вернуть России оба канала и Стамбул.
Как добраться
Попасть на территорию пролива не составит труда. Сначала нужно долететь до Анкары. Потом на автобусе или любым транспортом доехать до побережья. Конечно, путешествовать по воде намного интереснее. Но такой способ финансово более затратный.
Осмотр достопримечательностей
Уже сам по себе пролив Дарданеллы в Турции является достопримечательностью страны, которая собирает огромное количество туристов. Но рядом с каналом находится много интересных мест:
- Троя. Памятник является достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих местах было найдено 9 археологических слоев древнего города, которые относятся к 350 г до н.э. – 400 г н. э.
- Башня византийского укрепления Каллиполис Гелиболу. Она была восстановлена в 14 веке. В здании башни сейчас располагается музей турецкого адмирала Пири Рейса. Это известный автор путеводителя по Средиземному и Эгейскому морям. Здесь же находится Мемориал русским воинам, мечеть Сулеймана-Паши (14 в), крепость (14 в), Дом Мевлечи (17 в).
- Территория полуострова Гелиболу, на которой располагаются остатки города Троя и еще 32 памятника. Наиболее интересным является Национальный парк Мира. Его экспонаты относятся к временам Первой Мировой войны. Здесь можно посмотреть затопленные корабли, защитные сооружения, оружие и так далее.
- Город Чанаккале. На территории находятся многочисленные мечети (Сефер-Шах, Калеи Султанийе, Кепрюлю Мехмед-Паша), музеи (Военный, Археологический, Троянский, Ататюрка), многочисленные горячие источники, монументы погибшим воинам.
Красивая местность, яркие пейзажи – то, чем гордится все население Турции.
Любопытные факты
С проливом Дарданеллы связано много интересных фактов:
- Джордон Гордон Байрон и его товарищи, когда находись около пролива Дарданеллы, решили повторить подвиг древнегреческого героя. Геллеспонт ради свидания со своей возлюбленной переплывал канал каждую ночь. Расстояние между городами Сестос и Абидос Байрон преодолевал за 1 ч 10 мин. В 2010 году в честь подвига поэта было организовано массовое пересечение канала. Участвовало 140 человек. Сегодня рекорд по пересечению этого расстояния составляет 48 мин, а герой заплыва в 2010 году справился с заданием за 1 час 27 мин.
- В 2008 году был восстановлен памятник русским воинам на кладбище. Называется он «Голым полем». Это реконструкция памятника, который был возведен в 1921 году, но был разрушен землетрясением 1949 года. На вершине кургана установлен крест, на котором нанесена запись в честь воинов, которые погибли на чужбине.
- Во времена Второй мировой войны турецкое правительство выдерживало нейтралитет. Территория канала была закрыта для воюющих сторон. В феврале 1945 года Турция вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции. Но ее участие ограничилось подписанием декларации.
- Последние годы турецкое правительство настаивает на пересмотре Конвенции Монтре. Их интересует момент угрозы проливы, так как на территории большая плотность передвижения кораблей. Очень часто возникают аварии с нефтеналивными судами.
- В 2011 году турецкий археолог Растем Аслан сделал заявление, что на дне пролива были обнаружены остатки древнего поселения. Их возраст – приблизительно 5 тыс. лет.
Несмотря на то что, пролив Дарданеллы на карте занимает мало место, он имеет важное стратегическое значение, так как только его водами соединяются Мраморное море с Эгейским, а потом Средиземным морями. По проливу постоянно проходят корабли с большим количеством различного товара, несмотря на опасность этих вод.
Какими фактами о проливе Дарданеллы вы бы дополнили статью?
Немного знал про этот пролив, что ранее он назывался Геллероспонт и связан с греческой мифологией, а как же иначе. Но не знал, что у него так много функций в современном мире имеется.
Пролив Дарданеллы важен геополитически: контролирует морские пути между Средиземным и Черным морями. Регулируется международными соглашениями, ограничивая проход военных судов. Экономически значим как ключевой транспортный путь.
Классно что добавили фотки, так нагляднее. Может быть, стоило бы еще исторические факты вписать, типа кто там воевал или какие суда проходили, чтоб понимать не только географию, но и значимость пролива. И карта контурная хорошо, но может интерактивную добавить, чтобы можно было приближать и узнавать детали.
Классно узнать больше про пролив Дарданеллы, всегда интересовало какие моря он соединяет. Оказывается, это такая важная точка между Европой и Азией. И фотки прям передают атмосферу места, захотелось туда съездить. Интересно было про историческую роль пролива прочитать, много нового для себя узнал.