На земле есть морские дороги, где бушуют штормы, триста дней в году идут дожди, завывает ураган. И самое страшное из таких мест – это пролив Дрейка. Он разделяет Антарктиду и Южную Америку. На карте мира пролив Дрейка появился в начале XX столетия. С этих пор жуткие легенды о самой сложной точке маршрута известны всем любителям морских путешествий.
- Где находится пролив Дрейка на карте мира, Антарктиды
- История пролива Дрейка: кто его открыл и в честь кого назван
- Географические особенности пролива: разделяет или нет Южную Америку
- Территориальная принадлежность пролива
- Гидрометеорология пролива
- Климат пролива Дрейка
- Природные особенности
- Сближение морей, кладбище кораблей
- Почему это одно из самых опасных мест на планете
- Экстремальное пересечение пролива Дрейка
- Зачем ученые наблюдают и исследуют пролив
- Интересные факты
Где находится пролив Дрейка на карте мира, Антарктиды
Морской проход образовался рядом со знаменитым мысом Горн (Чили) и принадлежащими Антарктиде Южными Шотландскими островами. Его называют самым южным проходом между Тихим и Атлантическим океаном.
Отдельные специалисты считают пролив частью Южного океана, граничащего с морем Скоша.
Примерно 40 млн. лет назад, когда многие части света имели современные контуры, произошло разделение Антарктиды и Америки. До этого события океаны были изолированы друг от друга, а поверхность Антарктиды не была покрыта ледяным покровом.
История пролива Дрейка: кто его открыл и в честь кого назван
Современные научные знания показывают, что «Океанские ворота» в виде пролива образовались во время смещения континентальных плит. Вместе с этим существует версия о причине его появления за счёт падения небесного тела.
Исторически считается, что пролив обнаружил в 1525 году Франсиско де Осе на каравелле «Сан Лес Мес». Он обогнул мыс Горн, но в воды Тихого океана не входил. Картографы Испании часто называют пролив (Mar de Hoces). Через 50 лет, в 1578 году, другой мореплаватель авантюрист, работорговец, естествоиспытатель, адмирал из Англии Фрэнсис Дрейк на фрегате «Золотая лань» пересек пролив.
Это был сложный подвиг, невероятная победа над силами природы. Его оценила королева Англии Елизавета I. За мужество моряков, обогнувших мыс Горн через «ревущие» воды пролива, она утвердила специальные награды в виде серебряных и золотых серёжек (в зависимости от количества победных проходов).
Сам Френсис Дрейк открыл для себя в победном походе очень богатую добычу. Благодаря этим средствам он приобрёл собственный замок в Девоншире Бакленд-эбби.
Водный участок имеет глубину 5,5 тыс. м, а его самое узкое место составляет всего 808 км. Пролив был самым коротким маршрутом для соединения Антарктиды с другими участками земной суши. В эпоху великих географических открытий искали и часто находили самые непредсказуемые маршруты. Одним из них был поиск путей вокруг мыса Горн.
И сейчас покорение мыса входит в число кругосветных гонок под парусами, путешествий на яхтах. Хотя мыс Горн стараются обойти многие корабли. Здесь существует проход для гигантских судов, которые из-за своих размеров не могут воспользоваться проходом через Магелланов пролив или Панамский канал.
Географические особенности пролива: разделяет или нет Южную Америку
На протяжении столетий зловещая зона обрастала легендами, страшными историями об утонувших судах. Существуют ли особенности в географических возможностях этого злобного места, называемого «Пасть дьявола», «Старый людоед», «Кладбище кораблей»? Этот вопрос интересовал учёных всегда. Постепенно, вместе с открытиями накапливалась следующая информация:
- Это самое узкое место по ширине между океанами Тихим и Атлантическим.
- Образование морского участка с эффектом «форточки», через которую формируется непрерывный «сквозняк».
- Берега пролива окружены острыми скалами, сильно изрезаны узкими фьордами, заливами. Часто их скрывает густой туман, создавая дополнительные сложности.
- Нарушение поступления тёплых вод из умеренных широт. До образования пролива здесь властвовал более тёплый климат. Антарктида тоже была другой.
- Особенность в направлении течений пролива, совпадающих с направлением вращения Земли.
- Кроме пролива Дрейка в этой части мирового океана есть два узких пролива: Бегаля, Магеллана.
Основные параметры пролива приводятся в таблице.
Параметр | Значения |
Рельеф дна | Подводная единая горная система образована Кордильерами, Андами |
Длина | 460 км |
Глубина | 276-5269 м. Глубина уменьшается в восточной стороне |
Ширина | 820-1150 км |
Скорость течения воды | 15 км/ч. Когда дует западный ветер, скорость может достигать126 км/ч. |
Отложения на дне | Песчаные, глинистые, ближе к Антарктиде остатки растаявших айсбергов, морского планктона |
Территориальная принадлежность пролива
Принадлежность | Зоны пролива |
Воды Чили | От мыса на расстоянии 47, 6 в южную сторону |
Территория континента Антарктиды | После вод Чили 240, 54 км находятся воды юрисдикции Антарктиды |
Международные воды | От положения в 209, 16 км до 60 параллели южных широт |
Зона договора об Антарктиде | Последние 310. 9 км пролива. |
Все суда должны неукоснительно соблюдать границы, правила поведения во время пересечения бушующих водных потоков.
Гидрометеорология пролива
Раньше пролив Дрейка считался частью Южного океана. Позже информация о проливе изменилась в XX столетии. Принадлежность пролива, зависимость от сил океана опять возродилась. Исследования показали существующие особенности в режимах циркуляции воздушных масс и воды, принадлежащие океанам.
Это единая система с названием «Антарктическое циркумполярное течение». Она соответствует движению воды по окружности вокруг ближайшего полюса. Течение пересекает все меридианы и образует материк, ставший «холодильником» планеты. Оно проносит через пролив Дрейка вокруг континента большой поток воды. Он превышает в 600 раз поток из реки Амазонка.
В зоне конвергенции или на границе Южного океана холодные воды Антарктики встречаются с более теплыми течениями и образуют реальную границу (она проходит на 53 градусе южной широты). Граница разделяет участки с разным составом воды, фауной, флорой, климатическими условиями.
Климат пролива Дрейка
Многолетние наблюдения показали, что климат в южных областях приближается к субантарктическому типу. Штормы образуются при резком увеличении скорости после прохода через узкую зону пролива. Ураганный ветер соответствует в это время уровню 12 баллов по шкале Бофорта. Волны поднимаются на высоту до 15 м.
Ветер совершает «кругосветное путешествие» по поверхности океана и, не встречая препятствий, набирает скорость и силу. Только одно узкое препятствие есть на его пути: пролив Дрейка. Кроме шторма здесь часто идут ливневые дожди, собирается густой туман. Солнце появляется редко.
В 2011 году были сделаны высотные снимки пролива. На них чётко видны дрейфующие айсберги. В самые холодные годы граница замерзания приближается к Патагонии.
Природные особенности
Бурлящие воды пролива, его окрестности не являются безжизненной территорией. Вдоль побережья есть небольшие леса из арктического бука, царствуют несколько видов лишайников.
В проливе есть много островов. Они стали местом жительства для птиц (буревестников, фрегат, альбатросов, поморников, бакланов). Завораживающее зрелище представляет собой парящий альбатрос. Моряки считают, что королевские альбатросы – это души погибших моряков, и убить такую птицу считалось большим преступлением.
Острова стали местом жительства для морских леопардов, которые любят прыгать в ледяную полынью. Морские воды богаты планктоном, и это помогает им здесь спокойно жить. По морским просторам плавает много млекопитающих (дельфины, киты, касатки), и они с помощью пролива попадают из одного океана в другой.
Дополняют красоту пейзажей окрестностей пролива огромные колонии пингвинов, занявших холодные арктические берега.
Сближение морей, кладбище кораблей
Необычная история Южного (Южного ледовитого) океана изучается многими исследователями. Сегодня в его акваторию входит 13 морей, которые живут своей жизнью: перемещаются, имеют собственные течения. Все (кроме моря Скоша) являются окраинными на полушарии, и омывают берега Антарктики.
Они опасны для судоходства за счёт невидимого движения, постоянного наличия плавающих айсбергов.
В истории океана существуют случаи, когда они давали повод для версий о существовании многочисленных островов. Они, действительно, есть в океанской акватории, и обойти их далеко не всегда просто даже огромным, мощным судам. Непредсказуемые и мало изученные течения между морями океана создают дополнительные сложности и часто приводят к гибели судов в проливе.
В период с 1877 до 1927 годов здесь погибло свыше 80 крупных судов (и не сосчитать более мелких). Существует информация, что за 400 лет после открытия мыса Горн у скалистых берегов пролива погибло почти 15 000 моряков и свыше 1000 судов разного размера. Чаще других гибель настигала корабли, шедшие против течения и направления сильного ветра.
Почему это одно из самых опасных мест на планете
Смелость и удача должны сопутствовать людям, выбравшим пролив Дрейка для маршрута путешествий. Основные причины появления самого опасного места нашей планеты следующие:
- Гигантские волны на стыке двух океанов часто закрывают от глаз мореплавателей каменные громады скал, окружающих пролив. Любой порыв ветра может бросить на них судно с людьми.
- На участке между мысом и Южными Шотландскими островами образуется гигантский поток ветра (сквозняк), который не поднимается вверх, а находит узкий проход по проливу Дрейка. При этом он взаимодействует с циклонами, формирующимися в горах Анд, что усложняет его поведение и помогает создавать условия для штормов (они появляются раз в неделю летом, два раза весной и зимой ежедневно).
- Усиление волнения, рождение опасных высоких волн происходит за счёт наличия материковой мели. Она тянется между Шотландскими островами и мысом Горн. Именно, мель формирует огромные валы с морской водой из океанов.
- Существует парадокс, когда крушения, гибель кораблей в опасном месте происходит в безветренную, кажущуюся отличной, погоду. Море клокочет, а ветра нет – такая ситуация опасна для парусников. Они полностью лишаются хода и не могут сопротивляться качке. Управляют им только волны, которые неизбежно загоняют корабль на рифы (так случилось с кораблём «Пиннас» В 1929 году).
- Предлагается теория о возникновении гигантской реки, созданной западными ветрами и опоясывающими земной шар. Скорость воды в ней очень высокая, а острова (например, архипелага Огненная земля) делают её русло узким и образуют самые большие пороги планеты. Они находятся в русле реки и мешают движению кораблей.
Экстремальное пересечение пролива Дрейка
Удивительно, что первое покорение пролива Дрейка проходило на весельной лодке мореплавателем из Англии (попытка ограбить местные колонии Испании). Дрейк покорял его на относительно большом (по тем временам) парусном корабле.
Шесть спортсменов их США, Шотландии, Испании, ЮАР повторили путешествие по проливу на весельной лодке за 13 дней. Опасную экспедицию сопровождала современная моторная яхта. Маршрут, похожий на гидродинамическую тубу и по сложности сравнимый с восхождением на Эверест, ежегодно осиливают любители экстремальных путешествий.
Новую страницу в истории океанских путешествии открыл Фёдор Конюхов. В мае 2019 года он совершил одиночный переход на весельной лодке через «неистовые пятидесятые» или смог увидеть «край земли». К проливу Дрейка он добрался за 154 дня, начав свой путь в порту Новой Зеландии Данидин. При этом он установил несколько мировых рекордов, в том числе и прошел самое большое расстояние в экстремальных водах пролива (11525 км).
Для желающих проплыть по водам пролива, увидеть загадочные просторы Антарктики существует несколько экскурсий. Они сложные, но безопасные. Большим спросом у туристов пользуется путешествие вокруг мыса Горн на круизном корабле.
Зачем ученые наблюдают и исследуют пролив
В истории появления, развития нашей планеты до сих пор имеется много «белых, неизвестных» моментов. Археологи, океанологи, геодезисты, врачи, физики, биологи постоянно ведут исследовательские работы для нахождения и раскрытия ей запутанных тайн.
Большой интерес представляют знания о тектонических процессах земли, когда происходило образование литосферных плит, их движение, создание новых участков суши. Море Скоша, пролив Дрейка глубоко под водой хранят секреты деятельности земных плит.
Интересные факты
О самом штормовом месте есть немало интересных фактов:
- На географической карте пролив считается самым широким водным проходом.
- Это самый глубокий пролив на земле (под ним 5 км воды).
- Наличие постоянного ветра.
- Многочисленные дрейфующие айсберги, льды.
- На берегу пролива, в городе Пунта – Аренас находится крупнейшее научное заведение по изучению Антарктики.
Учёные всего мира говорят о грядущем потеплении. Уже заметно, что температура на Северном полюсе постепенно повышается. Человек не может управлять погодой, создавать течения, вечно любоваться льдами, айсбергами. Кто знает, появится ли новый проход между океанами или о проливе Дрейка можно будет услышать выражение «был, а не есть». А информация о самом ужасном месте планеты сохранится лишь в памяти потомков?
Попытались бы пересечь пролив Дрейка?
Лично для меня это было удивительным опытом на пути к Антарктиде. Ощущение пересечения точки, где сходятся два океана, действительно впечатляющее. Пейзажи вокруг пролива потрясающие: воды Антарктического океана и горы Южной Америки создают невероятную картину. Кроме того, историческая значимость этого места добавляет интерес к поездке.
Нам говорили в школе что это не самое приятное место на нашей планете, спокойную погоду там застать не реально наверное, постоянно непогода и холод. Хорошо, что он небольшой хотя бы.
Этот пролив очень давно мне известен, и безошибочно могу его найти на карте, если даже она совсем маленькая. А вот насчет его истории и значении для мира мало что знал, и просветиться было неплохо.
Классная статья, вспомнил как пару лет назад ездил на круиз вокруг Огненной Земли, и мы проходили через пролив Дрейка. Волны были огромные, казалось корабль перевернется, но капитан был опытный. Знал что пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны, но вот про самого Дрейка много нового узнал, интересный персонаж.
Да, пролив Дрейка действительно непростое место, сам летал над ним когда-то, вид из самолета запоминающийся. Интересно, что он соединяет Атлантический и Тихий океаны, и как в статье написано, разделяет Южную Америку и Антарктиду. Назван в честь мореплавателя Френсиса Дрейка, это точно, читал об этом раньше.