Японское море омывает берега не только Японии, но и России, КНДР и Южной Кореи. Водоём с географической точки зрения считается полузамкнутым. Входит в бассейн Тихого океана и, поскольку с двух сторон окружён побережьями, широко используется в качестве акватории транспортных путей. Соответственно, и значимые в мировом отношении порты Японского моря есть.
Самые крупные города и порты России, расположенные на берегу Японского моря
Судоходство в этой акватории развито достаточно хорошо. Это касается и транспортных перевозок, и туристических маршрутов, и пассажирского сообщения. При этом спокойным водоём назвать нельзя. Иногда наблюдаются сильные ветра, которые сопровождаются большими волнами.
Российское побережье Японского моря
Оно захватывает территории Приморского и Хабаровского края и часть Сахалина. Несмотря на удалённость от центральной части страны, здесь находится много крупных городов.
Владивосток
Владивосток – самый значимый из них. Он построен в акватории залива Петра Великого. С 2015 года действует в качестве свободной экономической зоны.
В 1859 году в здешнюю бухту, которая носила название Порт Мэй, вошёл корвет «Америка». На его борту находился губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский. Он был настолько поражён удобным расположением акватории, что повелел немедленно начать строительство здесь форпоста. Так родился Владивосток.
Долгое время он был торговым пунктом международного значения. Но в 1952 году Владивосток стал базой военного Тихоокеанского флота страны, и вход в бухту иностранным судам стал воспрещён. Лишь в 1992 году порт сделали свободным для входа всех кораблей.
Находка
Чуть восточнее от него стоит ещё один российский пункт – Находка. Здесь находится хорошо развитый рыболовный флот. Грузооборот составляет 20 млн тонн в год.
Порт Восточный
Далее по побережью обустроен ещё один порт Японского моря – Порт Восточный. Это – звено связи с Транссибом. В морской гавани находятся 25 причалов и 10 терминалов. Можно принимать любые грузы. Их ежегодный оборот выше 70 млн тонн.
Славянка
Несомненно, значимая гавань России – Славянка. Она функционирует круглый год, поэтому грузооборот здесь солиднее – 100 тыс тонн.
К Хабаровскому краю относится Ванино. Находится на берегу Татарского пролива. Ежегодно обслуживает 70 тыс пассажиров и 20 млн тонн грузов. Действует паромная железнодорожная переправа. Отсюда прибывшие грузы доставляются в российские точки Охотского моря, Китай, США, даже в Индию и Австралию. Развивается и туризм.
Для Японского моря порт Советская Гавань – основа экспорта леса и нефти в Японию и Корею. На обратном пути суда везут в Россию японские и корейские автомобили.
Акватория является естественной бухтой и часто служит укрытием судов в штормовую погоду. Глубина фарватера здесь превышает 20 м., поэтому она безопасна для всех типов судов длиной до 300 м.
В Советской Гавани действует грузопассажирский пункт пропуска через государственную границу России.
Побережье Японии
На Японском побережье расположено немало крупных портовых городов: Ниигата, Тояма, Канадзава, Фукоку. Каждый из них имеет серьезное экономическое и логистическое значение.
Ниигата
Префектура города-порта Ниигата находится на острове Хонсю. Здесь находятся основные нефтяные и газовые ресурсы страны. В городе бурно развивается ряд промышленных производств. Морские перевозки этому активно содействуют. Отсюда налажен торговый путь во Владивосток и Находку, а также в корейский Пусан.
Тояма
В 300 км от Токио расположен город-порт Тояма. В 1945 году военные события Второй Мировой буквально стёрли его с карты мира. Но трудолюбивые японцы отстроили его заново.
Канадзава
Там, где реки Сай и Асано впадают в Японское море, возведён портовый город Канадзава. Здесь издавна селились самураи, развивались национальные ремёсла. Гавань и сейчас остаётся сердцем города. Отсюда по морским путям отлажена поставка автомобильных запасных частей.
Фукуоку
Наибольший вклад в развитие города Фукоку тоже внёс именно морской пункт прибытия грузов. В начале XVII века один влиятельный самурай получил за военные заслуги здесь надел земли с замком. Он мог спокойно доживать в этом замке до старости, но самурай оказался человеком предприимчивым. Организовал пристани и поселения для развития торговли.
Сегодня здесь особенно развита торговля Японии с Китаем и Кореей. Сюда прибывают многочисленные круизные суда. Любопытно, что основная часть туристов – китайцы.
Южнокорейское побережье
На Южнокорейском побережье располагаются такие портовые города как Ульсан, Пусан, Пхозан. Рассмотрим, какое значение они имеют для экономики страны и мирового грузооборота.
Ульсан
Население города-порта Ульсан – свыше миллиона человек. Здесь построена одна из самых крупных судоверфей в мире. А причал был введён в строй в 1963 году для обслуживания местного промышленного комплекса. На этом предприятии перерабатывают нефть и металлы, уголь и химикаты. Здесь же есть свой автомобильный завод. До этого у морского побережья в районе Ульсана занимались, в основном, китобойным промыслом.
Пусан
В стране Пусан считают не только самым крупным, но и самым красивым. По величине это шестой торговый морской форпост в мире. Вероятно, иначе и быть не могло, ведь это предприятие расположено рядом с крупнейшими торговыми партнёрами – США, Китаем и Россией.
Сооружён центр переработки крупномасштабных грузов. И отсюда грузы в гораздо меньшем масштабе отправляются внутрь страны. Управляющая компания Пусана была создана первой в Корее. Её главной целью было поставлено развитие акватории до мирового уровня. Надо сказать, что это ей удалось.
Пхохан
В городе Пхохан сконцентрировано производство сталелитейной компании POSCO – мирового лидера в этом направлении. Соответственно, и портовые сооружения обслуживает это предприятие. Ежегодный грузооборот – 50 млн тонн.
Северокорейское побережье
Какие города-порты расположены на Северокорейском побережье? Из самых крупных стоит отметить Вонсан, Хыннам и Чходжин.
Вонсан
Город-порт Вонсан – побратим Владивостока. Северная Корея – страна практически закрытая, но Вонсан, похоже, исключение в этом плане. Это достаточно крупный торговый центр и курорт, куда с удовольствием приезжают гости из других стран. Отсюда ходит паром в Японию.
Но напоминанием о политической ситуации в стране является военно-морская база, которая находится здесь же. Военные корабли заходят в порт по отдельному фарватеру.
Хыннам
Хыннам находится на восточном побережье Японского моря. Сейчас он обслуживает металлургические предприятия. А во время Корейской войны он был свидетелем большой трагедии. В декабре 1950 года 100 тысяч солдат и почти столько же местных жителей эвакуировались отсюда в Южную Корею. Использовались суда любого назначения.
Ситуация напоминала эвакуацию белогвардейцев из Владивостока во времена гражданской войны в России. Многие люди потеряли друг друга безвозвратно. Некоторые пропали без вести или утонули.
Чходжин
Ещё один крупный морской пункт Северной Кореи – Чхонджин. Здесь развито производство чёрного металла. Наличие гавани этому способствует. Кроме того, есть железнодорожная сеть, которая связывает Северную Корею с Китаем и Россией.
Предприятие действует круглогодично, вода в бухте никогда не замерзает. Во время Корейской войны оно был практически полностью разрушено, как и весь город. Восстановлению помогали советские и польские специалисты.
Порты Японского моря играют важнейшую роль в развитии экономики стран, берега которых оно омывают. Фактически этот водоём служит воротами в Тихий океан. Поэтому инфраструктуре морских гаваней уделяется большое внимание даже в небогатой Северной Корее.
Для какой страны, на ваш взгляд, Японское море имеет наиболее важное значение?
Море незамерзающее, хотя находится в северной части планеты. Это его главный плюс. Хорошо, что в свое время наши предки смогли добраться до Дальнего Востока, сейчас без него было бы тяжело.
Оказывается так много у нас портов, я вот только про Находку слышал и Владивосток, а вон их еще сколько оказывается. хоть мы про них и не знаем, а ведь какое они важное значение для страны имеют.
Каждый из этих портов важен, а ведь еще и маленькие порты есть которые к крупным не относятся. Море большое, побережье огромное и конечно портов будет много, предприятий тоже много на побережье.
Интересно, а в каком из этих портов больше всего торгового оборота? И какие товары в основном экспортируются из них? И ещё, какой порт самый старый?))
Классная тема, помню как был во Владивостоке пару лет назад. Прям впечатлился портом, огромные контейнеровозы и краны. Город вообще сильно связан с морем, и это чувствуется. Смотрел на корабли и представлял, сколько всего они перевозят по всему миру.
Интересно было узнать про порты Японского моря, не знал что их так много в России. Кто нибудь может подсказать, какие из этих портов больше всего ориентированы на экспорт, а какие на внутренние нужды? И еще, в статье не упомянули, но может кто в курсе, как обстоят дела с туризмом в этих городах, есть что посмотреть?