Глубоко вдающееся в материк Охотское море не располагает большим количеством портов. Суровый климат, небольшая плотность заселения территорий не требуют больших объемов инфраструктуры. При этом существующие порты и портовые пункты работают с максимальной эффективностью, без них существование Дальнего Востока оказалось бы невозможным.
Особенности портовых структур Охотского моря
Специфика хозяйственной и портовой деятельности определяется географическими и климатическими характеристиками региона. Охотское море относится к Тихому океану, омывает японские и российские берега. Подавляющая часть моря входит в состав исключительной экономической зоны и не относится к территориальным водам России и Японии. Россия имеет права на участок континентального шельфа в центральной части акватории.
Занимает площадь более 1600 тыс. кв. км, наибольший показатель глубины – около 4 000 м, средняя глубина – более 800 м. Охотское является одним из самых больших и глубоких российских морей.
С октября по июнь северная часть поверхности покрыта льдом толщиной до 1 м. В регионе находятся десятки вулканов. Возможны извержения, землетрясения, цунами.
31 декабря 2010 года 5 судов оказались блокированы во льдах Охотского моря. Операция по их спасению продолжалась в течение месяца. Сумма расходов составила около 5 млн. долларов США.
Береговая линия сильно изрезана, присутствуют мелководные заливы. Характерно наличие труднодоступных мест с уголками нетронутой человеком природы.
Богато промысловой рыбой и морепродуктами. Хозяйственное значение связано с добычей сырья на сахалинском шельфе. Важна перевозка грузов для обеспечения отдаленных территорий Дальнего Востока.
С учетом изложенного, можно выделить следующие особенности деятельности портовых структур Охотского моря:
- Поскольку часть заливов является мелководными, возможность обслуживания у причала судна будет зависеть от его осадки; при неблагоприятных показателях грузовые операции будут производиться на рейде.
- На работу морских гаваней могут повлиять неблагоприятные сейсмические условия.
- Период навигации связан с возможностями служб работать в ледовых условиях.
- Состав и масштабы грузоперевозок обусловливаются потребностями региона и хозяйственной деятельностью на его территории.
- В работе должны быть учтены факторы, исключающие неблагоприятное влияние на окружающую природу.
Крупнейшие порты Охотского моря в России на берегу
Сравнительные характеристики главных портов представлены в таблице. Данные по грузообороту приведены исходя из максимально достигнутых показателей.
Непосредственно на морском побережье базируются крупные порты Магадан, Поронайск, Москальво. Другие расположены в гаванях Охотского моря. Все вместе составляют единый механизм.
Охотск, Хабаровский край
Расположен у северной оконечности моря в точке впадения в него реки Кухтуй. С XVIII в. играл знаковую роль в исследовании и освоении дальневосточных земель. Охотский морской порт считается местом зарождения флота на Тихом океане.
Специализируется на перевалке следующих грузов:
- лесоматериалы,
- нефтепродукты,
- стройматериалы,
- продовольствие,
- руда.
У причала имеет малые глубины. Обслуживание большегрузных судов производится на рейде.
Поронайск, остров Сахалин
Расположен в восточной части острова. Имеет выход на железнодорожные пути.
Основная перевалка осуществляется на рейде. Главный грузооборот состоит из:
- круглого леса,
- строительных конструкций и элементов,
- штучных упакованных товаров.
В 2022 г. проект строительства в Поронайске нового многофункционального берегового терминала получил премию «Росинфра» в сфере магистрального транспорта. Реконструкция позволит осуществлять перевалку угля, газового конденсата, нефти, повысить параметры грузоподъемности обслуживаемых судов.
Шахтерск, остров Сахалин
Занимает участок в западной части Сахалинской области, имеет выход в Татарский пролив. Крупнейший российский порт по погрузке и выгрузке угля. Работы выполняются на рейде и в гавани залива.
Обслуживает следующие товары:
- уголь,
- лес,
- штучные грузы.
Имеется пассажирская стоянка. Составной частью является терминал в Углегорске.
Углегорск, остров Сахалин
Относится к ведению структур Шахтерска. Незначительная доля оборота приходится на сыпучие и штучные товары, металлоизделия, многооборотную тару. Специализируется на погрузке и выгрузке:
- угля,
- лесоматериалов.
Работает с баржами и лихтерами. Помимо грузов, обслуживает 4 пассажирских причала.
Николаевский-на-Амуре, Хабаровский край
Располагается в Татарском проливе с его северной стороны, окружен заливом, рядом протекает река Амур. Оборудован для приема судов типа «река – море».
Важный порт для товарообеспечения местных предприятий и населения. На территории большое количество складов.
Специализацию составляют:
- лесоматериалы,
- уголь,
- строительные материалы,
- тара и упакованные товары.
В наличии пассажирский причал. Имеется сообщение с городом Комсомольск-на-Амуре.
Москальво, остров Сахалин
Находится в северной части Сахалина на территории залива. Способен принимать суда широкого назначения.
Специализируется на погрузке, выгрузке, хранении:
- сухих грузов,
- тары и контейнеров,
- штучного товара,
- металлоизделий,
- лесоматериалов.
Занимается обслуживанием пассажиров. Осуществляет транспортировку вахтовиков к объектам сахалинского шельфа.
Магадан – морской порт, гор. Магадан
Расположен в бухте на северном побережье. Самый большой порт в регионе.
Основа грузооборота:
- нефтепродукты,
- контейнеры,
- сухие грузы.
На Колыме 99% грузов доставляется и отправляется морским транспортом, включая все топливо, тяжелую технику и стройматериалы.
Для Дальнего Востока портовые гавани Охотского моря имеют решающее значение для жизнеобеспечения территорий и их промышленного развития. Дальнейшая модернизация береговой инфраструктуры, внедрение новых технологий будут способствовать росту грузооборота и повышению экономических показателей региона.
Какой порт в Охотском море, на ваш взгляд, имеет наиболее важное значение?
Знаю только порт Магадан, а все остальное для меня в новинку. Но Охотское море так богато на рыбу и прочее, что много портов иметь там – это нормальное привычное дело. Хотелось бы посетить хотя бы один порт.
Давно был в Магадане. И хоть город находится в суровом месте, все равно есть в нем что-то интересное и загадочное. Хочется посмотреть порт Магадана, да и другие перечисленные порты тоже.
На Охотском море много портов крупных и имеют большое экономическое значение и много людей там заняты, трудоустроены. И главное территориально очень сильно раскидано, не в одном месте находится.
Интересно, какие порты Охотского моря считаются самыми крупными и важными для экономики России? Хотелось бы узнать, какие города на побережье играют ключевую роль в морской торговле и логистике. Кто-нибудь знает, как эти порты связаны с другими регионами страны?
Интересно было узнать про порты Охотского моря, раньше как-то не задумывался об этом. Особенно удивил факт, что через эти порты идет столько всего важного для страны. Жаль, что некоторые города страдают от удаленности и климата, наверное, жить там совсем непросто.