По уровню загруженности Малаккский пролив соперничает с Суэцким и Панамским каналами. Представляет собой густонаселенный регион, который раньше являлся местом скопления пиратов. Часть морского дна покрыта рифами, в водах водятся акулы и черепахи.
Расположение и общие характеристики Малаккского пролива: где находится на карте мира, что соединяет
Малаккский пролив на карте находится между островом Суматра и Малайским полуостровом. Из-за своего местоположения имеет стратегическое значение для грузоперевозок. Длина – 957 км, глубочайшая точка находится на отметке 113 м. Средняя ширина составляет около 40 км, но может разниться в зависимости от конкретной точки на карте.
На юго-западной части находятся песчаные банки, на севере расположен остров Перак, а в центральной части – остров Джарак. Территорию пролива можно было бы назвать труднопроходимой в некоторых местах из-за большого количества островов. Многие из них являются гористыми, но есть и низменные.
Дно можно разделить на две части. В северо-западной оно ровное, от берегов глубина увеличивается постепенно. А на юго-востоке есть песчаные банки, которые могут распространяться на всю ширину пролива. Возле острова Суматра присутствуют коралловые рифы, сам берег отличается большим количеством островов. Есть места, покрытые илом и песком.
Крупные порты расположены на берегах пролива. Важнейшим из них считается Пенанг, который является крупнейшим в Малайе. Имеются военно-морские базы. Корабли вынуждены проходить через большое количество проходов, а сам регион, несмотря на размеры, считается сложным для плавания судов.
Климат экваториальный и очень влажный. На территории региона часто появляются муссоны. Сезон дождей начинается с сентября, а заканчивается в мае. Ливни короткие по продолжительности, но частые. Полусуточные приливы редко превышают размеры выше 5 метров.
История открытия пролива Малакка
Европейцы открыли эти территории в 16 веке. Когда они узнали о богатстве региона, Португалией было принято решение установить контроль над проливом (1511).
Выдвинуты две версии появления названия пролива. Первая – в честь султана, владевшего этими территориями. Вторая – в честь порта Мелака.
После этого между крупными державами началось соперничество за регион. Пролив представлял важное значение для торговли и являлся одним из самых значимых в Евразии.
Но такой исторический взгляд является евпропоцентричным (ориентированным на западную цивилизацию). На самом деле в регионе активно торговали и до прибытия белого человека. Малакка служила промежуточным путем между богатыми государствами Индии, Китаем и арабами.
Если сейчас по каналу перевозится нефть и разные товары, то в прошлом популярностью пользовались драгоценные камни, слоновые кости и сандал (тропическое дерево). Власть в регионе принадлежала не только европейским империям. Около 700 лет на острове Суматра располагалась Шривиджая – местное государство, распространившее влияние на Малайский полуостров.
Одной из самых важных целей являлись торговые города, которые Шривиджая захватила, установив гегемонию. Но поскольку европейцы оказались более продвинутыми в военных технологиях, они смогли завоевать местные государства.
Но открытием новых земель занимались и азиаты. Через пролив плавал Чжэн Хэ – китайский мореплаватель. По некоторым версиями он смог доплыть до аравийского полуострова. На территории Малакки находились государства, явно или косвенно подчиняющиеся поднебесной. Благодаря разным странам человечество совершило прорыв в области географии.
Причудливая флора и фауна пролива
Рядом с Малаккским проливом есть заболоченные места и мангровые леса. На дне моря насчитывается более 30 видов кораллов, создающих целые колонии. Остров Суматра покрыт лесом примерно на треть. На его территории обитает множество экзотических животных: слоны, буйволы, носороги и даже медведи. Среди растений встречаются пальмы, бамбуки, фикусы.
Отдельного внимания заслуживают мангровые деревья, растущие в приливной зоне. Их корни висят вдоль ручьев и служат местом обитания для двустворчатых моллюсков и водорослей. А в мягких отложениях леса обитают крабы, сипункулиды и брюхоногие моллюски. Также в море обитают акулы, скаты и разные виды рыб.
Экономическое значение
Через Малаккский пролив ежедневно проходят сотни судов, что указывает на высокий уровень загруженности. По уровню нагрузки он сравнивается с Суэцким каналом, так как связывает самые населенные государства мира (Индию и Китай). Несмотря на большие размеры, возле Сингапура ширина пролива не превышает 2.5 км, что создает определенные трудности во время транспортировки грузов.
Также Малаккский пролив служит рычагом давления на другие страны. К примеру, он является сдерживающим фактором для КНР, потенциальной целью которой является Тайваньский пролив. В случае обострение конфликта пролив может быть перекрыт для Китая или другого государства.
Берега Малакки являются густонаселенными, в некоторых города построены портовые комплексы. Особую роль пролив играл во время экономического бума азиатских держав. К примеру, в 2011 году через него провозилось более 15 млн баррелей нефти ежедневно (на тот момент ежедневно производилось около 87 млн баррелей).
Препятствия для судоходства
У Малаккского пролива есть две проблемы: географические препятствия и пиратство. Также ежегодно на Суматре и Индонезии случаются лесные пожары, которые снижают видимость до двухсот метров. Судна в оживленном проливе вынуждены двигаться с меньшей скоростью. Дополнительные осложнения приносят большие транспортные средства длиной более 350 метров. Их скопление может вызывать трудности в узком горлышке пролива.
Вышеописанные препятствия стараются решить по мере сил. Проводятся различные конференции по данному вопросу. На одном мероприятии встретились эксперты сразу 8 государств (7 из них азиатские), которые постарались создать программу, состоящую из конкретных шагов по преобразованию Малаккского пролива.
Среди обсуждаемых вопросов затрагивались темы поднятия со дна затонувших суден и борьбы с загрязнением окружающей среды. Эти факторы вредят местным жителям и гражданам соседних государств. По данным от 2020 года, только население Индонезии составляет более 220 млн человек.
Так как мелководье мешает судоходству, некоторым судам может быть проблематичной пройти через район пролива. Из-за этого создаются альтернативные и более безопасные маршруты. Еще одной проблемой является недостаточная изученность района с гидрографической точки зрения. Это означает, что некоторые объекты, помеченные на картах, могут находиться в других местах.
Из-за большого населения в проливе ночью можно встретить рыболовные заколы, погруженные на глубину до 10 метров. Они представляют собой сваи или шесты, забитые в грунт. Заколы опасны для мелких транспортных средств.
Пираты в Малаккском проливе
Пиратство появилось из-за большого количество суден, нагруженных товарами. Недавний всплеск наблюдался в 2000-2001 годах. После этого количество нападений начало снижаться. Это было связано с вмешательством вооруженных сил государств, контролирующих пролив.
К 2023 году уровень пиратства снизился.
По статистике, в 2005 году было совершено 79 нападений. Появление пиратов обусловлено бедностью местного населения и нехваткой военного контингента. Изначально патрулированием занимались Сингапур, Индонезия и Малайзия, но в 2006 году к странам присоединилась Индия.
Экологические проблемы
Большая нагрузка создает серьезные проблемы для пролива. Первая – разлив нефти во время аварий. Она оказывает губительное влияние на флору и фауну, а также может навредить людям. Затонувшие корабли окисляются и представляют опасность для водных обитателей. Последствия от аварий могут растянуться на десятки лет, а их ликвидация потребует существенных финансовых вложений.
Разные государства предлагают свои решения проблем. Так была выдвинута идея простроить еще один канал, которой должен проходить через перешеек Кра. Такой ход поможет сократить торговые пути из Африки в Тихий океан примерно на 1000 километров.
Но подобная инициатива требует больших финансовых затрат, а возможный экологический ущерб слишком высок. В 2005 году примерная стоимость проекта составляла 20-25 млрд долларов. Альтернативный вариант – прокладка нефтепровода, необходимого для перевалки нефти с одного танкера на другой.
Третье предложение – создание морского маршрута, через которые станет перекачиваться нефть, но для этого также требуется выбрать подходящее место. Есть проблема и не связанная с человеком – повышенная вулканическая активность. Такие острова как Пхукет и Ланкави имеют вулканическое происхождение.
Пока нельзя сказать, что вулканы в регионе представляют серьезную угрозу для человечества.
Интересные факты
Малаккский пролив – важный для планеты регион, с которым связано немало интересных фактов. Рассмотрим некоторые из них:
- Нет одной страны, полностью контролирующей Малаккский пролив. Он разделен между Сингапуром, Малайзией и Индонезией. Все техническое обслуживание лежит на плечах этих трех стран, что было закреплено в конвенции ООН по морскому праву.
- Несмотря на узкие участки, пролив считается самым длинным в мире (957 км).
- Раньше воды в данной части Азии были международными, но не так давно стали принадлежать Индонезии и Малайзии, которые сделали соответствующее заявление.
- В истории наблюдались периоды, когда около трети всех пиратских нападений происходили в данном регионе. Такие всплески были связаны с недостаточным вкладом близлежащих стран в безопасность.
- Малаккский пролив соединяет Тихий и Индийский океаны.
- Регион представляет определенную туристическую ценность. Юго-Восточная Азия пользуется популярностью у отдыхающих из-за низких цен и большого количества достопримечательностей. Несмотря на это, нельзя сказать, что туристическая инфраструктура достаточно развита.
Рассмотрев, где находится Малаккский пролив, можно понять причину такой загруженности региона. Территория приносит большую экономическую выгоду, одновременно с этим вредя экологии. Несмотря на озабоченность, в 2023 году не наблюдается серьезных сдвигов по улучшению экологической ситуации. Куда больший упор делается на охрану территории и борьбу с пиратством.
Какие интересные факты вы могли бы рассказать о Малаккском проливе?
Вообще Малаккский пролив – это действительно удивительное место, которое соединяет важные регионы Евразии. Во время своей поездки, я узнал, что Малаккский пролив расположен между полуостровами Малакка и Суматра, соединяя Индийский океан на западе и Южно-Китайское море на востоке.
Его история не менее впечатлающая. Было интересно все это изучить как путешественнику.
Экологические проблемы для нагруженных проливов это не новость. Очень страдает природа из-за различных аварий, но полностью решить эту проблему в данный момент невозможно, так как проливы очень важны для жизнедеятельности человека
Наверное и сейчас там можно встретить пиратов? А вообще достаточно опасные места хоть и красивые, такого количества акул нужно бояться. Кораллы там наверное вообще красивейшие раз в таком количестве.