Гибралтарский пролив – это не только важный судоходный путь, разделяющий континенты и объединяющий полушария. Это место овеяно легендами, имеет древнюю историю, уникальные географические особенности. Перспективы его будущего освоения основаны на использовании передовой инженерной мысли и технологий.
- Основные сведения о Гибралтарском проливе: длина, ширина, глубина
- История открытия Гибралтарского пролива
- Происхождение названия пролива Гибралтара
- Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив
- Проект Атлантропа
- Тоннель под проливом
- Мост (неосуществленный проект)
- Географические особенности Гибратарского пролива: где находится на карте мира
- Природные особенности
- Климат Гибралтарского пролива
- Достопримечательности
- Мифы о Гибралтарском проливе
- Интересные факты о проливе
Основные сведения о Гибралтарском проливе: длина, ширина, глубина
Гибралтарский пролив – узкий океанский канал, пролегающий между 2 массивами суши – Европейским и Африканским континентами. Он связывает крупнейшие мировые водные бассейны – Средиземное море и Атлантический океан.
Характеристики объекта:
Протяженность | до 65 км |
Максимальная ширина | до 45 км |
Минимальная ширина | около 14 км |
Максимальная глубина | около 1 км |
Минимальная глубина | Около 0,3 км в фарватере |
Особенность артерии – разноглубинные течения, следующие в противоположных направлениях. Они различаются по температуре, степени солености и объему переносимой воды.
По обоим берегам расположены государства: со стороны Африки – Марокко (с портом Танжер) и испанский город – порт Сеута; со стороны Европы – Испания (с портами Альхесирас, Ла – Линеа), Гибралтар. Зона пролива разделена между их территориальными водами. Континенты соединяет паромное сообщение, время в пути около получаса.
Водное и воздушное пространство в акватории открыто для свободного прохода всех судов и пролета летательных аппаратов.
История открытия Гибралтарского пролива
Доподлинно не известно точное время, когда пролив между двумя континентами был открыт человеком. В источниках присутствуют факты обитания здесь древних неандертальцев более 120 000 лет назад. Возраст археологических находок, свидетельствующих об освоении берегов человеком, составляет не менее 40 000 лет.
Привлекательность данного водного массива состояла в малом расстоянии между берегами. Это способствовало межконтинентальному передвижению людей, формированию культурных и торговых связей.
В военных целях пролив использовался уже с V в. Здесь побывали представители древнего Карфагена и Рима, мавры, берберы, другие завоеватели. Им хорошо был известен выгодный стратегический морской путь.
Поворотным этапом стал конец XV в., когда испанские войска низвергли мусульманских правителей на северных территориях. Это способствовало четкому формированию европейской и арабской культурных доминант по разным берегам водной артерии. С начала XVIII в. к ним присоединился обособленная территория Гибралтар, находящаяся в ведении Великобритании.
Сегодня пролив – ведущая судоходная артерия, объединяющая одно полушарие с другим через Атлантический океан и Средиземноморье.
Происхождение названия пролива Гибралтара
Наименование канала имеет арабские корни и несколько трактовок. Основная связана с Гибралтарской скалой, расположенной близ входа в Средиземное море. В переводе вершина называется Горой Тарика в честь предводителя армии берберов.
Тарик ибн Зияд (ок. 670 – 720 гг) – военачальник берберской армии. В VIII веке участвовал в завоевании арабами земель современной Испании и Португалии. Пересек пролив у берегов Северной Африки и объединил войска у скалы, названной его именем.
Другое название Гибралтарский пролив обеспечил своим географическим положением – «Ворота Магриба». Карта мира в Средние века относила к «магрибским» африканские территории, расположенные западнее Египта. Термин переводится с арабского как «Ворота заката».
Существует латинская версия обозначения Гибралтара – пролив Геркулеса. Она опирается на древнегреческие мифы о подвигах Геракла. Окружающие водный проток горы зовутся Геркулесовыми столпами.
Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив
В настоящее время единственный способ перебраться с одного берега пролива на другой – передвижение на пароме. Незначительные размеры и глубина водного пространства издавна вызывали у человека желание возвести в самом узком месте стационарную переправу. Проекты не увенчались успехом, но вошли в историю.
Проект Атлантропа
Предлагался к реализации в 20-е годы прошлого века. Автор – Герман Зоргель (1885 – 1952), баварский архитектор, представитель школы Мюнхенского технического университета, основатель немецкого архитектурного журнала.
В основе проекта предусматривалось возведение дамб на проливах Гибралтар и Дарданеллы, Африка должна была соединяться с Сицилией. В результате достигались следующие цели:
- выработка электроэнергии;
- подача воды в пустыню Сахара;
- образование на месте Средиземного моря рукотворного Сахарского водоема;
- объединение Европы в единый континент с Африкой.
Идея предлагалась на рассмотрение германской и мировой общественности, в том числе представителям фашистского режима. Имела своих сторонников, но не была реализована.
Причины: необоснованная масштабность замысла, неясность технических возможностей для его воплощения, отсутствие европейских интересов к африканским территориям.
Тоннель под проливом
Впервые вопрос об организации подводного пересечения пролива начали обсуждать в 1930 г. по инициативе испанской стороны. Препятствия, с которыми столкнулись проектировщики, сводились к 3 особенностям:
- малая глубина пролива;
- сильные подводные течения;
- высокая твердость грунта.
Имевшиеся на тот момент технологии не позволяли справиться с решением задачи. Проведенное спустя почти 90 лет в 2008 г. масштабное исследование дна с использованием современного геологического оборудования подтвердило опасения экспертов.
Испания и Марокко с 2003 г. ведут переговоры о возможностях совместного возведения подводного туннеля по образцу переправы под Ла-Маншем. К разработке привлекаются швейцарские специалисты. Длина должна составить 40 км при закладке переправы на глубине 300 м.
В 2023 г. состоялась испанско – марокканская правительственная встреча. По результатам принято решение о начале строительных работ в 2030 г. – спустя ровно век после первого проекта. Реализация займет около 15 лет.
Мост (неосуществленный проект)
Американец Т. Лин в последнее десятилетие XX века спроектировал мост с 5 – километровыми пролетами, установленными на опорах – башнях высотой более 900 метров.
Тунь-Йен Лин (1912 – 2003) – американский инженер китайского происхождения, специалист в области использования напряженного бетона. Руководил возведением более 1000 мостов. Преподавал в Калифорнийском университете. Награжден Национальной научной медалью США.
В 2004 г. Ю. Цуй выступил с идеей плавучего моста. Основой конструкции должен был выступать искусственный остров, возведенный в центре пролива. Все коммуникации предполагалось разместить под водой, чтобы не нарушать условия прохода судов.
Юджин Цуй (род. 1954 г.), китайский и американский архитектор, специалист в области природного экологического дизайна. Обладатель премий Национального фонда искусств США. Автор проекта жилой башни вместимостью 1 млн. человек.
Ни один из проектов не был реализован в силу дороговизны и сложности выполнения.
Географические особенности Гибратарского пролива: где находится на карте мира
Точное расположение Гибралтара на карте мира легко определить по данным Международной гидрографической организации, обозначившей его границы линиями:
- между мысами Трафальгар и Спартель – на западе;
- между оконечностью Европы и полуостровом Альмина – на востоке.
Образование пролива ученые относят к эпохе древнего океана Тетис, площадь которого сокращалась в ходе движения земной коры. Со временем это привело к образованию Средиземного моря и нынешнего Гибралтара.
Геологическое формирование рельефа морского дна сопровождалось накоплениями глинистых и известковых отложений кораллового происхождения. Данные современных исследований показали, что около 6 млн. лет назад пролив на время утрачивал свою пропускную способность, в результате повышалась соленость Средиземного моря. После Занклинского потопа воды Атлантики вновь заполнили Средиземноморский бассейн и этот процесс продолжается по сей день.
Вода по проливу течет постоянно в обоих направлениях. Из моря течение расположено глубже, поскольку средиземноморская вода тяжелее и солонее атлантической. Верхнее течение движется из океана. Периодически возникают внутренние волны.
Природные особенности
Флора и фауна региона обусловлены особенностями его расположения. Территория, где находится пролив, служит местом обитания тысяч морских птиц и зоной пролета стай в периоды миграции. Здесь можно встретить чаек, буревестников, тупиков, беркутов.
В водах водятся косатки – исчезающий вид зубатых китов семейства океанических дельфинов.
Растительный мир типичен для южноевропейских и североафриканских территорий. Произрастают пальмы, кустарники, жимолость, встречаются маки, жасмин, лаванда, орхидеи.
Береговая линия вдоль пролива преимущественно скалистая, с крутыми склонами и узкой прибрежной низменностью. Данная особенность создает воронку, формирующую сильные ветры в разных направлениях.
Климат Гибралтарского пролива
Метеорологические характеристики местности обусловлены погодными условиями Средиземноморья. Для региона характерно жаркое лето с температурой воздуха до 29 С, малым количеством осадков. Зима мягкая, с дождями, без заморозков. Засушливый период: июль-сентябрь, дождливый – декабрь-март.
Пролив не замерзает! Средняя температура воды составляет 16 градусов зимой и 20 – летом.
При преобладании юго-восточного и восточного ветров воздух из Сахары приносит теплую и сухую погоду. Перемена ветра на западный влечет похолодание и дожди. Среднегодовое количество осадков не превышает 850 мм.
Перемещение воздушных масс на границе средиземноморской и атлантической климатических зон оказывает влияние на климат соседних континентов, к которым относятся Евразия и Африка.
Достопримечательности
Путешествия по Гибралтару – возможность лучше узнать африканскую и европейскую культуру, насладиться природными красотами. Туристов заинтересуют следующие варианты.
- Сафари на поиски дельфинов и китов. Прогулка позволит увидеть редких морских обитателей в естественной среде, полюбоваться с воды африканским и европейским побережьями, увидеть окружающие горы и крупные портовые города. Лучшее время для наблюдений: апрель – октябрь.
- Танжер. Марокканский город интересен своим портовым колоритом. Главная достопримечательность – расположенные вблизи мыса Спартель Геркулесовы пещеры. Скалы с тоннелями и гротами имеют выходы к морю и относятся к эпохе финикийцев.
- Сеута. Испанский город в Африке. Богат памятниками истории и архитектуры. К осмотру доступны византийская крепость, Арабские бани, Морской парк, Королевские стены, Дом драконов.
- Гибралтар. Британская территория на берегу пролива. На небольшой площади средоточие занимательных объектов. Стоит увидеть Мавританский замок, подземные галереи, музей Гибралтара, посетить заповедники с макаками и птицами, живущими в условиях полудикой природы.
Через Гибралтарский пролив проходят пассажирские круизные лайнеры. С борта корабля одновременно видны Европа и Африка.
Мифы о Гибралтарском проливе
С Гибралтарским проливом связано множество мифов. Рассмотрим наиболее известные:
- Главная легенда связана с образованием гор, окружающих пролив. Люди именуют их Геркулесовыми столпами, связывая появление на этом месте высоких скал с преданиями о путешествиях древнего богатыря.
- Геракл (Геркулес) – герой греческой мифологии, сын Бога Зевса и Алкмены. Обладал сверхчеловеческой силой, прославился 12 подвигами на службе у Эфрисфея, тиринфского царя. Во время освобождения скотного стада из владений гигантского пса, начал разделять на части находящуюся на его пути гору и образовал пролив.
- Древние финикийцы называли обрамляющие Гибралтар скалы Стлопами Мелькарта в честь Бога мореплавания, считали их последними земными пунктами, уводящими в тайные миры.
- В г. Гибралтаре существует поверье, что под проливом существовал тайный ход, по которому из Африки пришли макаки – маготы. Они стали символом обособленной британской территории. Родилась поговорка о том, что Гибралтар будет английским до тех пор, пока будет жив хотя бы один магот.
Интересные факты о проливе
- В период Второй мировой войны сильные течения пролива использовались немцами для незаметного провода подводных лодок с выключенными двигателями. Движение субмарин поддерживалось только силой течения.
- Идея строительства моста через Гибралтарский пролив описана в научно – фантастическом романе английского писателя Артура Чарльза Кларка «Фонтаны Рая».
- В августе 1936 г. в водах пролива в ходе испанской гражданской войны произошло морское сражение «Конвой победы», результатом которого стал прорыв блокады республики.
- Расположение на стыке континентов и малая ширина сделали пролив местом нелегальной миграции африканцев в Европу.
- Самая низкая температура в зоне пролива составила 0 градусов в 1978 г. Максимальный температурный рекорд отмечен в 1994 г., когда столбик термометра превысил отметку в 40 градусов.
Приведенные сведения и характеристики дают представление о Гибралтарском проливе и прилегающем регионе, процессах его формирования и развития, современном влиянии на прибрежные территории, направлениях дальнейшего развития.
Хотели бы увидеть Гибралтарский пролив?
Гора Такрика у меня есть даже на моих фотографиях. Их делал мой брат, он ходит там на сухогрузе. Такая она особенная, как ориентир. Мост там построят – хорошо, но и судна пусть ходят.
Смотришь столько в мире красивых мест. Повезло вашему брату побывать в таком великолепном месте! Я тоже хотела бы там побывать, но наверное не судьба. Смотришь столько в мире красивых мест.
На фотографию посмотришь – как будто земля разломана – так выглядит этот пролив. Если бы все люди между собой дружили, давно бы соединили Африку с Сицилией и цивилизацией. И люди в Африке не умирали бы от нехватки воды.
Ого, не знал что Гибралтарский пролив такой уникальный, он соединяет Атлантический океан с Средиземным морем и разделяет Европу от Африки. Интересно, что его ширина всего около 14 км в самом узком месте, и там сильные течения из-за перепада уровней морей. Кстати, история открытия тоже впечатляет, древние мореплаватели считали его легендарными Столпами Геракла.
Честно, всегда думал что Гибралтар это где-то у Британии, а оказывается он между Испанией и Марокко. Интересно, а какие корабли там плавают, наверно, с такой историей много чего можно увидеть. И фотки красивые, хочется туда сьездить посмотреть.
Круто читать про Гибралтарский пролив, всегда хотел туда съездить. Помню, как в школе на уроке географии зачитывал доклад именно про этот пролив. Рассказывал, как он соединяет Атлантику с Средиземным морем и разделяет Европу с Африкой. Такой мост между континентами, аж интересно представить, как корабли там плавают.
Гибралтарский пролив, а кто его не знает? Это же там где Европа с Африкой почти рукопожатие делают. Все эти фотки и описания для школьников, ясное дело, что он соединяет Атлантику с Средиземным морем, и что там водятся киты с дельфинами, даже моя бабушка знает, а про историю открытия и говорить нечего, каждый второй фильм про пиратов это упоминает.