Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океан (11 фото): где находится морской пролив на карте, координаты, описание, какие воды соединяет

Панамский канал Каналы

История Панамского пролива охватывает не одно столетие, а его строительство было долгим, сложным и опасным. Искусственная артерия создана для соединения Атлантического и Тихого океанов. Раньше, чтобы попасть из Сан-Франциско в Нью-Йорк, необходимо было преодолеть путь длиной почти в 23 тыс. км. Панамский пролив сократил это расстояние до 9,5 тыс. км.

Где находится Панамский пролив на карте мира: координаты

Судоходный пролив проходит по территории государства Панама, и соединяет Панамский залив, расположенный в Тихом океане, с Карибским морем (Атлантика). Идет он по направлению с юго-востока на северо-запад, минуя два тихоокеанских шлюза и один атлантический. Находится в 6 км от столицы страны и в 5 км от Национального аэропорта Панама Пасифико.

В состав Панамского пролива входят несколько искусственных озер и каналов, а также три многоступенчатых шлюза. Главной его частью считается озеро Гатун, созданное специально для обеспечения работы шлюзов во время прохождения судов. Оно является самым большим в мире рукотворным водоемом площадью около 260 кв. км.

Панамский канал на карте

Через пролив ежегодно проходит не менее 10 тысяч судов, а максимальное время прохождения одного судна не превышает 9 часов. Слишком большие танкеры вынуждены полностью огибать Южную Америку, что значительно увеличивает затраты. Именно поэтому Панамская артерия играет важную роль в развитии экономики всего Западного полушария.

Кому принадлежит Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны

Идея строительства принадлежала французам, но работы так и не были завершены. В начале 20 века проектом занялись американцы, подписав соглашение с Панамой о передаче контроля над будущим проливом. США заплатили властям Панамы 10 млн. долларов, и сделка была заключена.

Сразу после этого, в 1904 году, американцы начали прокладку канала. Масштабная работа продолжалась на протяжении 10 лет, и только в 1914 году по нему прошло первое судно.

Как только строительство завершилось, между Панамой и США стал назревать конфликт по поводу владения новым проливом. Панамские власти временно прекратили все дипломатические отношения с Америкой.

Позднее, в 1977 году, президент США подписал указ о передаче канала Панаме, но только с 2000 года. Большинство американских политиков выступали против сделки, но президентское решение все же вступило в силу.

С 1 января 2000 года контроль над крупнейшим рукотворным проливом получили власти Панамы.

История панамского канала

Впервые узкий Панамский перешеек был обнаружен испанским мореплавателем еще в 16 веке. Поиски естественного морского пути, который свяжет Атлантику с Тихим океаном, продолжались с 1513 до 1534 годы.

К сожалению, такой путь найден не был, и правитель Рима Карл V потребовал изыскать возможность строительства искусственного канала. Специальная комиссия провела исследования и постановила, что возвести здесь рукотворный пролив не представляется возможным.

Панамский канал история
Впервые Панамский перешеек был обнаружен испанским мореплавателем в 16 веке

Первоначальный Панамский канал

Первый раз строительством большого судоходного пролива попыталась заняться Франция в далеком 1880 году. За работу взялся Ф. де Лессеп, ранее проектировавший прокладку Суэцкого канала.

Французское правительство выделило на объект около 260 млн долларов, но из этой затеи ничего не вышло. Проект не предполагал наличия шлюзов, а при расчетах не был учтен местный климат и особенности ландшафта.

В результате, большая часть средств ушла не по назначению, а в процессе строительства погибло около 20 тыс. работников. В 1887 году к проекту присоединился известный парижский архитектор Г. Эйфель, создатель знаменитой Эйфелевой башни.

Эйфель предложил соорудить систему шлюзов, что привело к значительному повышению затрат. Работы прекратились в 1889 году, когда была выкопана почти 1/6 часть пути.

В 1904 году власти США выкупили у Франции права на дальнейшее строительство и продолжили работу. Она велась на протяжении 10 лет, а потрачено было не менее 380 млн долларов. В 1913 году было закончено устройство трех огромных шлюзовых блоков глубиной 12 м и шириной более 33 м.

Модернизация Панамского канала

В 2006 году был поднят вопрос о необходимости расширения пролива, ведь по нему не могли передвигаться суда с габаритами, превышающими общепринятый стандарт (Панамакс). Все крупногабаритные суда длиной от 400 м и шириной не менее 50 м вынуждены были идти в обход Южной Америки.

На реализацию проекта была выделена колоссальная сумма в 5 млрд. долларов, и уже в 2007 году работа была начата. По расчетам, модернизация канала значительно улучшит его пропускную способность. Кроме того, по нему вполне смогут проходить как минимум 18 тыс. крупногабаритных судов ежегодно.

Панамский канал модернизация
Модернизация Панамского канала значительно улучшит пропускную способность

Что вошло в проект

Предполагалось возведение еще двух многоступенчатых шлюзов: один (трехкамерный) при входе в Атлантический океан, а второй (двухкамерный) – со стороны Тихого океана. Для соединения пролива с построенными шлюзами пришлось прокопать несколько новых каналов и расширить уже существующие. Озеро Гатун было решено поднять почти на полметра, чтобы хватило воды на работу дополнительных шлюзов.

Рядом с каждым из них было сооружено по 9 бассейнов – по три на каждую камеру, чтобы повторно использовать воду. Благодаря такой придумке новые шлюзы за каждый переход судна используют на 7% меньше воды. Такая система позволяет каналу полноценно работать без дополнительных водохранилищ.

При строительстве шлюзов была использована крепкая армированная сталь, которую ранее в работе не применяли. Кроме того, по проекту потребовалось почти 4,5 млн. кубометров высокопрочного бетона.

Ворота Панамского канала

Оба новых шлюза были оснащены сдвоенными раздвижными воротами длиной более 425 м и шириной 55 м. Благодаря этим шлюзовым камерам стало возможно прохождение судов с осадкой до 15 м, длиной около 365 м, шириной 49 м и водоизмещением более 100 тыс. тонн. Для каждого шлюза были дополнительно выкопаны подходы шириной до 218 м.

Завершение строительства Панамского канала

Рукотворный морской пролив был повторно введен в эксплуатацию в 2016 году. В первый же год после модернизации правительство Панамы получило 2,5 млрд долларов чистой прибыли. Право первым пройти по обновленному пути было предоставлено крупногабаритному китайскому судну.

Описание и характеристики: воды каких океанов соединяет Панамский канал

Панамский искусственный пролив называют восьмым чудом света, ведь по конфигурации и сложному строению ему равных нет. Шлюзы призваны выравнивать уровень воды внутри канала. При проходе судна вода в проливе прибывает или убывает.

Панамский канал шлюзы
По конфигурации и сложному строению Панамскому каналу равных нет

Глубина и ширина

Общая протяженность составляет почти 82 км, причем большая его часть проходит по суше. Ширина русла – около 150 м., а средняя глубина находится на отметке в 12 м. После модернизации ширина шлюзовых камер достигла 55 м, а глубина – 15,2 м. Наиболее узким участком пролива считается Кулебра Кут – отрезок длиной около 14 км, проложенный внутри скалы.

Канал имеет 2 прохода, обеспечивающие возможность движения судов в обе стороны. Через Панамский пролив построены два моста, а параллельно ему проложен железнодорожный путь.

Экология

Увеличение пропускной способности быстро привело к серьезным экологическим проблемам. В сутки через артерию проходит около 48 – 50 судов, загрязняющих воду. В 1986 году в Карибском море у входа в канал произошел крупный разлив сырой нефти, в результате чего погибло немало рыбы, растений и птиц.

Панамский канал экология
В сутки через канал проходит около 50 судов, загрязняющих воду

Проблемой является и масштабная вырубка лесов. Она приводит к эрозии и поднятию дна озера Гатун.

Флора и фауна

В водах Панамы обитает около 1,5 тыс. видов рыб и немало растений. В загрязненном Панамском проливе видовое разнообразие беднее, хотя правительство уделяет пристальное внимание защите природы.

Однако пока справиться с проблемой своими силами не удается. Несмотря на это, основным занятием местных жителей является рыболовство и сельское хозяйство.

Экономическое и стратегическое значение канала

Панамский пролив, соединяющий два океана, оказывает влияние на экономику всего мира. Его расширение, в первую очередь, принесло выгоду США, которые получили возможность быстрой транспортировки газа и нефти в любую страну. Кроме того, города, располагающиеся рядом со шлюзами, стали крупными туристическими объектами, со своими музеями и смотровыми площадками.

Панамский канал экономическое значение
Панамский канал оказывает влияние на экономику всего мира

Сегодня большая часть судов, проходящих по Панамскому каналу, принадлежит Китаю. Для этой страны такой путь является наиболее выгодным.

Скептики считают, что высокая плата за проезд крупнотоннажных судов со временем приведет к поиску альтернативного пути. Многие уверены, что товары из Азии вполне можно провозить по Суэцкому каналу. Несмотря на это, Панамский пролив продолжает обслуживать около 145 маршрутов и множество портов, ведущих из азиатских стран в США.

Еще одним вариантом связи двух океанов называют строительство Никарагуанского канала. Однако в данный момент самым удобным путем из Тихого океана в Атлантику остается Панамский пролив.

Как корабли проходят Панамский канал

Шлюзы здесь двусторонние, то есть имеется возможность одновременного встречного движения судов. Но на деле этого не происходит. С утра пропускают корабли, идущие в Атлантический океан, а после обеда – в обратную сторону.

Панамский канал корабли
На Панамском канале имеется возможность одновременного встречного движения судов

Для зрителей, желающих понаблюдать за проходом судов, оборудованы небольшие амфитеатры. Стоимость билета составляет порядка 150 долларов.

Сначала корабль запускается в первую шлюзовую камеру, останавливается, а ворота за ним плотно закрываются. После этого вода из камеры откачивается, в результате чего, судно опускается на несколько метров. Как только уровень воды в первом и втором шлюзе выравнивается, корабль пропускают дальше.

Внутри канала, от одного шлюза до другого, суда тянут «мулы» – мощные железнодорожные локомотивы. Последний шлюз корабль проходит так же, как и первый, а затем выходит за ворота шлюзовой камеры и двигается дальше.

В день подобным образом могут пройти около 45 – 48 судов, а проход, в целом, занимает 8 – 10 часов. Работают шлюзы круглосуточно, без перерывов и выходных дней.

Проход по водной артерии контролируется штатом сотрудников, которые строго следуют правилам. Агент заявляет о появлении судна и готовит все необходимые документы.

Панамский канал работники
Проход по каналу контролируется штатом сотрудников

Корабль связывается с ним, используя сигнальные станции. Затем суда заводят в ангары и досматривают, чтобы исключить неисправность.

Стоимость прохода по каналу

Размер платы за проход судна зависит от его длины, водоизмещения и характера груза. Так, корабли длиной около 15 м платят в среднем 800 долларов, а за длину в 30,5 м (от 100 футов) придется заплатить уже 3,2 тыс. Дополнительно существует ставка за водоизмещение, где каждая тонна обходится почти в 5 долларов.

Рассчитывается плата по разным критериям – по сложной системе с учетом различных факторов. Например, за проход одного огромного контейнеровоза можно заплатить до 380 тыс. долларов, хотя средняя сумма составляет 54 тыс. В истории канала в 1928 году была зафиксирована и рекордно низкая стоимость пропуска через шлюзы. Составила она всего 36 центов.

Панамский канал стоимость
Размер платы за проход судна зависит от его длины, водоизмещения и характера груза

Интересные факты о Панамском канале

В следующем году исполнится 110 лет со дня запуска первого судна по водам пролива.

Интересные факты:

  1. К 100-летию Панамского канала была издана книга «Ты – чудо», рассказывающая о его сложном многолетнем строительстве.
  2. Сегодня пролив считается важнейшим морским путем, ежегодно приносящим Панаме серьезные деньги.
  3. Самым узким и опасным участком пути является проход вблизи острова Кулебра.
  4. Водная артерия является крупнейшим в мире искусственным проливом, с 12 действующими шлюзами.
  5. Всем известный головной убор – панама – был придуман рабочими в период строительства. Он защищал их от жарких солнечных лучей.
  6. В настоящее время активно изыскиваются альтернативные морские пути, ведь Панамский пролив перегружен. В качестве возможного варианта рассматривается строительство Никарагуанского канала.
  7. Администрация учредила официальную награду «Почетный капитан», которая присваивается командирам судов, прошедших по проливу 100 раз.
  8. До модернизации здесь проходили корабли шириной не более 34 м, а после расширения в 2016 году эта цифра увеличилась до 55 м.
  9. Недалеко от ворот было обустроено одно из крупнейших искусственных озер (Гатун), предназначенное для заполнения шлюзовых камер.
Панамский канал факты
Панамский канал является крупнейшим в мире искусственным проливом

Панамский канал считается одним из чудес инженерной мысли. Перепады высот в канале невозможно было обойти без использования сложной шлюзовой системы. Несмотря на сложное строительство, рукотворный пролив является единственным коротким связующим звеном между двумя океанами.

А как Вы думаете, появится ли в будущем канал в Никарагуа?

Оцените статью
Все про воду
Добавить комментарий

  1. Сократ

    Классная тема про Панамский канал! Кстати, знали что его строительство было одним из самых сложных инженерных проектов того времени? И еще, канал сокращает путь кораблям на тысячи километров, ведь раньше им приходилось обходить всю Южную Америку. Супер важный маршрут для морской торговли получается.

    Ответить
  2. Менижаэзз

    Честно говоря, всегда думал что Панамский канал это типа большой мост или что-то такое, а тут оказывается настоящий водный путь между океанами. Интересно, а как корабли туда влазят, неужели не застревают? Надо будет как-нибудь посмотреть видео как это работает.

    Ответить