Беломоро-Балтийский канал соединил Онежское озеро с Белым морем. Для своего времени в тридцатые годы это было масштабное гидротехническое сооружение. Многие называли его крупнейшей стройкой первой пятилетки СССР. Однако из 227 км водной трассы только 32 из них – рукотворное русло. Основной Беломоро-Балтийский канал проходит по рекам и озёрам, которые лишь требовалось соединить и поднять в них уровень воды. Правда и это был тяжелейший труд, выполненный, в основном, руками заключённых. По последним сведениям, на строительстве от болезней и физического перенапряжения умерло более 12 тыс человек.
- География Беломоро-Балтийского канала
- Беломоро-Балтийский канал на карте России
- Южный склон Беломорканала
- Северный склон Беломорканала
- История канала
- Политическая необходимость и политическая воля
- Беломорканал и война 1941-1945 года
- Беломорско-Балтийский канал сегодня
- Экономическое и стратегическое значение канала
- Переправы между берегами
- Сооружения
- Достопримечательности на берегах
- Экология
- Флора и фауна
- Круизы по Беломорско-Балтийскому каналу
География Беломоро-Балтийского канала
Впрочем, связью Онежского озера с Белым морем с точки зрения географии Беломоро-Балтийский канал не ограничивается. Маршрут его продолжается к другим четырём морям:
- по руслу реки Свирь и ладожскому озеру маршрут доходит до Невы и соединяется с Балтикой;
- Волго-Балтийский водный путь позволяет достигнуть Каспия;
- через Волго-Донской канал можно попасть в Дон, а оттуда – на Азовское и Чёрное море.
В некоторых местах ширина водной артерии позволяет организовать двухстороннее движение судов. Но есть и много участков, где корабли двигаются в разные стороны попеременно.
Беломоро-Балтийский канал на карте России
Точкой на карте, откуда это сооружение начинается, считается небольшой городок Повенец. Он стоит на берегу Онежского озера. С Белым морем артерия соединяется у города Белогорска. Там Беломоро-Балтийский канал на карте завершается в бухте.
Южный склон Беломорканала
Он начинается возле Повенецкой губы. На склоне находятся семь гидроузлов. Они образуют знаменитую Повенчанскую лестницу. Там, словно по ступеням, суда поднимаются вверх на 70 м и попадают в водораздельный бьеф – самую высокую точку канала, перемычку между шлюзами разных склонов.
Протяжённость бьефа – 22 км. После него начинаются шлюзы Северного склона. Участок для судоходства непростой, – глубина здесь в некоторых местах едва превышает 4 м. Трасса проходит по трём озёрам, на которых приходится ещё и огибать острова.
Ситуацию осложняет скалистый грунт. Иногда суда останавливаются, чтобы пропускать встречные транспортные средства. И закрепить якорь на твёрдом дне, мягко говоря, трудновато.
Северный склон Беломорканала
Он длиннее, – фарватер длится 189 км. Но зато и более пологий. Суда проходят пять больших озёр и несколько маленьких, преодолевая 12 шлюзов. Длина бьефов между ними различна. Некоторые шлюзы Беломоро-Балтийского канала на этом склоне находятся на расстоянии 1,3 км друг от друга, а один бьеф длится 87 км.
Выгоостровский бьеф вырублен в скале. Его протяжённость – 2 км.
История канала
Онежско-Беломорский путь использовали поморы ещё в XVI веке. Использовали его и паломники, направляющиеся в Соловецкий монастырь. Только путь этот был не всегда водным. В некоторых местах лодки перетаскивали по суше волоком.
Первым о судоходном пути задумался Пётр I. При нём из Белого моря в Онежское озеро даже доставили два фрегата. Правда, по-прежнему на некоторых участках пути суда приходилось волочить.
В XIX веке попытки возобновились. Генерал-майор Ф. Деволан разработал свою схему водного пути в 1800 году. Граф А. Бенкендорф – в 1835. Были и другие проекты. В 1900 году профессор В. Тимонов за свою разработку даже получил золотую медаль Парижской всемирной выставки. Однако все эти проекты были отклонены из-за высокой стоимости работ.
Политическая необходимость и политическая воля
В тридцатые годы прошлого века проблема строительства Беломоро-Балтийского канала вспыхнула с новой силой. Практически все страны Балтии откровенно враждебно относились к СССР, так что попасть морским путём из Советского Союза в северные регионы было почти невозможно.
Затруднителен был и железнодорожный путь, – он проходил через Карельский перешеек, в то время принадлежавший Финляндии.
Наконец, тогда уже начал решаться вопрос о создании Северного морского пути. В 1930 году было принято правительственное постановление о начале проектирования Беломоро-Балтийского внутреннего водного пути. Через некоторое время был организован и Беломорстрой.
Вскоре появились первые наброски проекта. Советские инженеры благоразумно воспользовались дореволюционными разработками. Работы тоже начались быстро – уже в 1931 году.
Одновременно решили и проблему высокой стоимости работ. Почти сразу их передали в ведение ОГПУ. К строительству привлекли заключённых печально известного Соловецкого лагеря. Основная часть контингента там тогда была осуждена по политическим мотивам в годы репрессий. Но были и уголовники. Так что лагерь переименовали в исправительно-трудовой. Любопытно, что для поднятия трудового энтузиазма рабочий стали именовать каналоармейцами. Наверное, по аналогии с красноармейцами.
Вообще, в этой стройке было много показного. Однажды сюда приехали писатели, чтобы познакомиться с условиями труда. Понятно, что им показали несколько не то. Один литератор даже писал потом, что видел, как заключённых кормили осетриной. То ли сознательно соврал, то ли ему на самом деле это показали.
Делегацию организовал М. Горький. Но есть сведения, что сам он на стройку не поехал. По крайней мере, нигде в воспоминаниях он об этом не писал.
Руководил стройкой Нафталий Френкепль. Считается, что именно он предложил использовать заключённых в качестве бесплатной рабочей силы.
Количество заключённых на Беломорканале указывается разное. Одни источники говорят о ста с лишним тысячах человек, другие приводят все 250 тыс. Соответственно, и данные о погибших расходятся. Официальная цифра – 12 300. Неофициально её увеличивают в 4-5 раз выше.
Удешевление строительства доходило до абсурда. Строительную технику почти не применяли. В ход шли топоры, пилы и лопаты. Скальный грунт вырубали кирками. При этом было выкопано 21 млн тонн грунта. А рядом ещё прокладывалось 2500 км железной дороги.
Справедливости ради, следует отметить, что ударников на строительстве поощряли усиленным питанием. Но большинство заключённых просто не имели физических сил, чтобы перевыполнять норму. Сокращали и сроки заключения, но очень немногим.
Формально работы были объявлены завершёнными в мае 1933 года. Но обустраивали канал ещё несколько лет. Лишь в 1936 году канал был передан из НКВД в распоряжение. Северо-западного пароходства страны.
Беломорканал и война 1941-1945 года
Уже на второй день войны были приняты меры по усиленной охране сооружения. Но сил ПВО на шлюзах предусмотрено не было. Поэтому в первые дни войны авиация фашистов совершила на гидротехнические сооружения ряд результативных налётов. Фактически до августа 1941 года навигация была остановлена.
23 июня в районе водной артерии была высажена группа финских диверсантов. Их основной целью был взрыв шлюзов. Но охрана сооружений сделать это не позволила.
Первый мощный удар немцы нанесли 28 июня. И так продолжалось до 6 августа, хотя последняя бомбёжка ББК пришлась на конец этого месяца.
В ноябре несколько судов с эвакуированными предприняли попытку уйти от бомбёжек, но вмёрзли в лёд.
Вскоре в начале декабря финские войска захватили Медвежьегорск, – там раньше находилось управление канала. А потом и Повенец. Движение по водной артерии было прекращено.
В это же время советские войска начали взрывать шлюзы. По фарватеру стала проходить прифронтовая полоса. На одном берегу стояли финны, на другом – советские войска. Лишь летом 1944 года оккупанты были отброшены.
В июне 1946 года сооружение было восстановлено, как и судоходство. Грузовые и пассажирские перевозки возобновились. Кстати, на строительных работах снова были задействованы заключённые и румынские военнопленные.
Беломорско-Балтийский канал сегодня
В период 60-70 годов сооружение постоянно реконструировалось и дополнялось. К середине восьмидесятых перевозки по акватории достигли 8 млн тонн. Был углублен фарватер, часть канала получила постоянное освещение.
Однако в девяностые годы экономика страны стала приходить в упадок. Объём перевозок резко снизился. Сейчас ситуация изменилась к лучшему, но прежних показателей на артерии уже не достигли. Правда, реконструкция ББК продолжается, заменяются деревянные стены шлюзов. Увеличивается и местный флот.
В семидесятые годы был разработан проект строительства встречной ветки, чтобы обеспечить двухстороннее движение. Но он так и остался на бумаге.
Экономическое и стратегическое значение канала
Любая водная артерия способствует развитию на своих берегах населённых пунктов. И рядом с ББК выросли промышленные предприятия, комбинаты. Повенец, несмотря на сильные разрушения во время Великой Отечественной войны, стал теперь крупным портом. Беломорск тоже значительно вырос.
Возросло значение Беломорканала и с развитием Северного морского пути. Теперь он его – полноправная часть.
Переправы между берегами
Между берегами во многих местах устроены пешие и автомобильные переходы и переезды по мостам. Есть даже разводные рядом с некоторыми шлюзами.
Сооружения
На протяжении всей артерии построено 128 инженерных объектов. Сюда входят:
- 19 однокамерных и двухкамерных шлюзов;
- 15 различной ширины плотин;
- 19 спусков воды;
- 33 канала, вырытые искусственно;
- 49 дамб.
Здесь же находится 5 электростанций, которые начали строиться с 1949 года. Их общая мощность – 240 МВт.
Достопримечательности на берегах
Помимо гидротехнических сооружений, в этих местах много церквей. Например, в Повенце построен храм святителя Николая Чудотворца в память о строителях канала. Можно посмотреть на закладной камень Осударевой дороги, построенной ещё Петром I. Кого-то наверняка заинтересуют остатки финских военных укреплений. Есть много памятников погибшим советским солдатам во время войны.
Экология
К сожалению, промышленное освоение территории нанесло заметный ущерб экологической обстановке. Целлюлозно-бумажные комбинаты до девяностых годов пагубно действовали на природу. Потом большинство из них работу прекратило, и дело поправилось.
Это же можно отнести и к водному транспорту. Отходы топлива, оставаясь в воде, тоже ничего хорошего не приносили. Но сейчас интенсивность судоходства уменьшилось.
Флора и фауна
Нужно учесть, что эта акватория – целая сеть озёр и рек, где водится много различной рыбы. Некоторые рыбаки любят попытать счастье в притоках. Разумеется, строительство шлюзов количество обитателей местных водоёмов не увеличило, как и развитие судоходства. Но рыбные места есть.
По берегам растёт много тайги и смешанных лесов. Наверняка когда-то здесь водилось много крупных зверей. Но сейчас они близко к каналу стараются не подходить.
Берега многих озёр заболочены. Это – особенность Карелии. Водной растительности немного, обычно это тростник, кувшинки, хвощ. А вот донная фауна многообразна.
В воде обитают сиг, окунь, лещ, судак. Заходит на нерест минога. Можно поймать и форель, лосося, даже омуля.
Круизы по Беломорско-Балтийскому каналу
Самый популярный маршрут – на Соловки. Круизы организуются из Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска. Сначала туристы добираются до Беломорска, а оттуда уже на теплоходе отправляются на острова.
Да и сама водная артерия – явление уникальное. Многие специально приезжают посмотреть на шлюзы.
История Беломорско-Балтийского канала одновременно трагична и уникальна. Возвести такое сооружение за короткие сроки – это своего рода рекорд. Но нужно помнить, какой ценой всё это было построено, сколько жизней было унесено. Хорошо, что сейчас такие методы не используются. А канал действует. И продолжает приносить пользу.
Стройка конечно грандиозная. Особенно, если учитывать, что большую часть работ приходилось выполнять вручную. Сейчас многие развитые страны не могут справиться с гораздо более простыми проектами.
Плавание по каналу раскрывает не только мастерство инженеров, но и восхищает природной красотой. В каждой волне звучит эхо времени, и я ощущаю себя частью удивительного союза человека и природы.
Да, на Соловки хотелось бы проплыть по Беломорско-Балтийскому каналу. Вообще места там видные и не посетить их было бы большой ошибкой. Но сама история канала поразила, очень много драмы.
Один из прославленных каналов, который и сейчас работает благополучно. Сколько было положено сил и жизней на него, так точно и не известно. Хотел бы побывать в тех местах и сам все увидеть.
А вот и я плавал по Беломоро-Балтийскому каналу пару лет назад. Длинна канала впечатляет, и шлюзы тоже. Строительство его, конечно, трагичное место в истории, много людей погибло. А сейчас там туристические круизы ходят, красиво вокруг, особенно летом. Природа захватывает дух, и много интересных фактов рассказывали во время путешествия.
Классная статья, много интересных фактов про Беломоро-Балтийский канал. Но, кажется, маловато информации про современное использование канала. Было бы здорово узнать, как он влияет на экономику региона сейчас. И фотки крутые, хотя парочку бы еще добавить про шлюзы, они же уникальные там!
Классно что такая забытая тема всплывает. Беломоро-Балтийский канал это же не только водный путь, но и памятник тяжелой истории, построен он был во времена Сталина и на его строительстве работали заключенные. Интересно, что несмотря на его внушительные размеры, сейчас он не так активно используется. Кстати, круизы по каналу должны быть очень атмосферными, хотелось бы как-то прокатиться.
Круто, что Беломоро-Балтийский канал соединяет Балтийское и Белое моря, раньше не знал. Строили его в 30-е годы, и это было огромное дело, особенно учитывая, что работали заключенные. Длинна канала около 227 км, но плавать по нему не так просто из-за мелководья. Интересно, что сейчас там еще и туристические круизы устраивают.